Наследники Чингисхана
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Наследники Чингисхана
Страница 7

В 1250 г. по поводу наследования трона обострились противоречия между потомками Джучи и Толуя, – с одной стороны, и потомками Чагатая и Угэдея – с другой. По всему было видно, что в этом противовесе верх берут Бату и Мункэ.

На курултае в июле 1251 г. Мункэ был провозглашен великим ханом, поскольку Бату отказался от трона в пользу своего единомышленника.

Одним из первых шагов нового хана было уничтожение сторонников дома Чагатая и Угэдея. Переход от дома Угэдея к дому Толуя был, разумеется, государственным переворотом.

Мункэ был действительно талантливым и энергичным правителем. В его правление были предприняты два основных тюрко-монгольских наступления – на Переднем Востоке и в Южном Китае.

В связи с походом тюрко-монголов на Передний Восток Людовик IX вновь решил прийти к соглашению с ними.

Услышав о добром отношении Бату к христианам и обращении в эту веру его сына Сартака, король послал новую францисканскую миссию в Южную Русь. Один монах остался при дворе Сартака, другие продолжили свой путь в Монголию, ко двору Мункэ. Прибыв туда, они подчеркнули дружелюбие Бату и обращение Сартака в христианство. В этой связи Мункэ сделал торжественное заявление о своем полном согласии с Бату. «Подобно тому, как солнце посылает всюду свои лучи, моя власть и власть Бату простирается всюду» – так сказал Мункэ, согласно записям об этой миссии монаха Вильяма Рубрука.

Когда Людовик IX получил через свою миссию письмо Мункэ, он нашел там мало приемлемого для себя, поскольку великий хан в качестве основы будущего сотрудничества требовал его формального подчинения Монгольской империи.

В 1253 г. на очередном курултае было принято решение завершить войну в Китае, для чего был назначен царевич Хубилай, и освободить от мусульман Иерусалим, что было поручено царевичу Хулагу. В истории этот поход получил название «Желтый крестовый поход».

Выбор кандидатур для ответственнейших операций кажется удивительным. Христианские симпатии Хубилая ни для кого не были тайной, а его направили в страну, где господство над умами делили конфуцианцы, даосы и буддисты. Хулагу был открытым почитателем Майтреи, мистического направления буддизма (мессианская идея о пришествии «Будды будущего»), пользовавшегося особым покровительством монгольских ханов, а ему велели защищать христианскую веру! Можно думать, что Мункэ, тонкий и умный политик, дал эти назначения не случайно. Призрак отпадения окраин уже начал тревожить расширявшуюся монгольскую империю, и было крайне важно, чтобы контакт наместника с подданными не становился полным. Хан-иноверец всегда должен был искать поддержку у центральной власти, что очень и очень препятствовало его отпадению. Поэтому Хубилай для покорения Южно-Китайской империи получил кыпчакские и аланские войска, а Хулагу сопровождала свита из буддийских монахов-уйгуров, тибетцев и китайцев, связанных со своими родными странами и их повелителем великим ханом Мункэ.

Но, с другой стороны, были приняты меры к тому, чтобы предотвратить возможное поражение армии из-за недостаточного контакта с местным населением. Жена Хулагу, кераитка Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Начальник штаба найман Кит-Бука-нойон был ревностным несторианцем, и помощников он подобрал из единоверцев. Наконец, в союз с тюрко-монголами вступил царь Малой Армении Хетум I, который в 1253 г. лично прибыл в ставку Мункэ и просил хана рассмотреть семь статей договора о союзе. Эти статьи столь любопытны, что стоит их привести хотя бы в сокращении. Царь просил хана: 1) креститься со всем народом;

2) установить дружбу христиан и татар;

3) освободить духовенство от податей; 4) возвратить Святую землю христианам; 5) покончить с багдадским халифом; 6) по необходимости всем татарским военачальникам без промедления оказывать ему помощь; 7) вернуть земли, ранее отнятые у армян мусульманами. Очевидно, хан отдавал себе отчет в трудности затеянного предприятия, потому согласился на условия армянского царя и тем обеспечил себе его активную помощь. Больше того, Хетум привлек к союзу с тюрко-монголами антиохийского князя Боэмунда.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...