Двоевластие. Расцвет могущества Золотой Орды
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Двоевластие. Расцвет могущества Золотой Орды
Страница 8

В своей международной политике Узбек, в целом, был агрессивнее Тохты. Он вмешался в 1324 г. в болгаро-византийский конфликт во время междоусобной войны в Византии, оказав поддержку болгарскому хану Георгию Тертеру II.

В 1330 г. Узбек еще раз вмешался в балканские дела, но безуспешно. К тому времени сформировалась византийско-болгарская коалиция против Сербии. Как молдавские аланы, так и валахи под предводительством воеводы Иоанна Бессараба поддержали болгар. Участие Бессарабии в коалиции стало сигналом появления румын на международной арене. Узбек, со своей стороны, направил 3 тыс. ногайских воинов для усиления коалиции. Объединенная союзническая армия составляла 15 тыс. человек.

Решающий бой в этой войне состоялся при Вельбужде (Костендиле) 28 июня 1330 г. и закончился полной победой сербов. После этого Сербия стала самым сильным из балканских государств и вскоре достигла своего наибольшего расцвета при короле Стефане Уроше IV по прозвищу Душан (1336–1355 гг.).

Как и во время правления Тохты, отношения между ханом и генуэзцами при Узбеке периодически портились из-за случавшихся конфликтов. В 1322 г. тюрко-монголы разграбили город Солдай и разрушили там много христианских церквей.

Тем не менее мусульманство Узбек-хана не мешало ему терпимо относиться к христианству: папа Иоанн XII в своем письме от 13 июля 1338 г. благодарил хана за благоволение к католическим миссиям, а по просьбе митрополита Московского Петра хан предоставил большие привилегии русской церкви в 1313 г. В 1339 г. Узбек принял францисканца Жана де Мариньоли, посланника Бенуа XII, и подарил ему великолепного скакуна. Узбек заключил торговый договор с генуэзцами и венецианцами. Послы Генуи, Антонио Грилло и Николо ди Пагана, получили разрешение восстановить стены и отстроить склады в Каффе. Каффа вновь начала развиваться, и начиная с 1318 г. она стала престолом римско-католического епископа. Генуэзцы также утвердились в этот период в Боспоре (Керчи) и в Херсоне.

Отношения с Западом были в то время хорошими, и терпимость тюрко-монголов позволяла францисканцам отвратить кыпчаков от ортодоксии и обратить их в римское католичество. Для них отцы церкви перевели на тюркский язык латинские псалмы и молитвы. Знаменитый «Команский (кыпчакский) Кодекс», хранящийся в библиотеке Петрарки, содержит глоссарий и кыпчакские литературные тексты, в основном религиозные, написанные в 1294–1295 гг., а продолжение датируется 1340 г.

Альянс с Египтом и обращение монархов в ислам привели к глубоким изменениям и к медленному, но верному проникновению этой религии в массы, особенно в XIV в. С Египтом Узбек поддерживал активные отношения. В 1314 г. султан аль-Малик ан-Насир выразил желание жениться на принцессе из джучидов. Узбек, после долгих колебаний, согласился отдать ему в жены чингисидскую принцессу – неслыханная милость по монгольским понятиям, скрепляющая союз Золотоордынского ханства с официальными защитниками ислама. Однако брак не был счастливым: султан развелся с Тулунбай через несколько дней и передал ее одному из своих эмиров. Узбек ничего не слышал ни об этом инциденте, ни о последовавшей затем смерти Тулунбай на протяжении пяти лет, когда же узнал, то был оскорблен, в связи с чем отправил несколько посольств в Египет с требованием объяснений (1332 г., 1335 г.). Позднее он выразил желание жениться на одной из дочерей султана, но ему сообщили, что ни одна из них не достигла брачного возраста. Ясно, что из двух монархов Узбек больше стремился к установлению сердечных отношений, поскольку из-за конфликтов с ильханами он нуждался в поддержке мамлюков.

Войска Узбека в разных комбинациях действовали не только на границе, но и на самой хулагуидской территории. Однако сколько джучиды ни старались, Азербайджана они так и не получили. На протяжении почти ста лет Азербайджан не выходил из рук Ирана, находившегося во второй половине XIII и в первой половине XIV в. под властью тюрко-монголов.

В отношении русских дел политика Узбека была менее конструктивной, чем политика Тохты. Он не делал попыток изменить положение вещей на Руси и поставил себе значительно более узкую цель: предотвратить формирование объединенного русского государства и сохранить баланс между русскими князьями, особенно тверскими и московскими. Хан назначил специальных уполномоченных, которых можно было бы назвать его политическими эмиссарами, наблюдавшими за делами в том или ином русском княжестве.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему – Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории. Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами широты и ...