«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Древний Рим / Власть диктаторов и императоров / «Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Страница 8

Кое-что изменилось при нем и в общественных нравах. Ранее Рим все время жил в обстановке страха. Императоры считали, что без него нельзя управлять порочным чиновно-олигархическим государством. Ничего другого чиновник не понимает и понимать не хочет. Однако у страха есть и своя гибельная логика. Возможно, он сдерживает преступников (это так), но он же сдерживает творцов, сковывая созидательные и активные силы общества. Всего труднее завоевать на свою сторону разные слои общества. Адриану это почти удалось. Не упуская из виду ничего, что могло доставить ему расположение (народа), – писал историк Спартиан, живший в III в. н. э. и оставивший нам его краткое жизнеописание, – он простил частным должникам императорского казначейства как в Риме, так и в Италии неисчислимые суммы, которые за ними числились, а в провинциях также огромные суммы оставшихся недоимок, а чтобы еще больше укрепить общее спокойствие, он велел сжечь на форуме божественного Траяна все долговые расписки. Имущество осужденных он запретил забирать в свою частную казну, зачисляя все суммы в государственное казначейство. Мальчикам и девочкам, которым еще Траян назначил питание, он сделал щедрые надбавки. Состояние сенаторов, которые разорились не по своей вине, он пополнил до размеров, полагающихся сенаторам, в соответствии с количеством их детей, причем очень многим он без задержки выдавал средства с таким расчетом, чтобы их хватило до конца их жизни. Не только его друзьям, но и большому количеству людей из числа тех, кто проявил себя на ниве служения Римской империи, его щедрость открывала путь к исполнению почетных должностей. Поддерживал он и некоторых бедных женщин, лишившихся кормильцев, выдавая им деньги на прожитие. Он устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся непрерывно в течение шести дней, и в день своего рождения выпустил тысячу диких зверей. На каменной плите из форума Траяна имеется надпись в честь деяний Адриана, где сказано: сенат и римский народ выражают признательность Адриану. О нем у римлян сохранилась добрая память. Пантеон. Разрез

Пантеон. Разрез Рим. Пантеон. Внешний и внутренний вид

Рим. Пантеон. Внешний и внутренний вид

Хотя вряд ли сенаторы так уж нуждались в этих дополнительных средствах, как и римляне – в гладиаторских боях. Но то, что он облегчил благодеяниями и щедротами положение городов в Кампании, то, что был внимателен к людям, посещал не только пиры и приглашал на увеселения, но и лично наведывался в больницы, в этом видится глубокая человечность, гуманность и порядочность. Особо надо отметить его политику в отношении рабов (просто невиданную для Рима). «Адриан запретил господам убивать рабов и предписал, чтобы судьи (а не господа) выносили обвинительные приговоры, если рабы того заслужили. Он запретил продавать без объяснения причин раба или рабыню своднику или содержателю гладиаторской школы. Он упразднил рабочие тюрьмы для рабов и свободных людей. Согласно его предписанию, если господин был убит у себя в доме, следствие производилось не обо всех рабах (как ранее), а только о тех, что, находясь поблизости, могли что-либо услышать». Проявлял щедрость он и в отношении деятелей искусств и культуры. При нем Афины пережили золотой век. Так как Грецию Адриан любил больше иных мест и поклонялся ее гениям, он отстроил новую часть Афин. В Афинах построил храм Зевса Олимпийского, начатый в давние времена (так и не законченный), воздвиг триумфальную арку.

При нем город Рим строился как никогда. На месте сгоревшего при пожаре в 125 г. Пантеона по сути построили новое здание. Новое здание представляло собой ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Собранием шедевров стала и знаменитая вилла Адриана. В вилле в Тибуре (Тиволи) по его указанию воспроизвели различные архитектурные стили и воссоздали уголки различных стран. Им были построены: по образцу Афин – Академия, Пританейон (дом, где хранились государственная печать и ключ от казны), Пестрый Портик; город Каноп в Египте был представлен длинным каналом с храмом Сераписа, так же была представлена Фессалия – искусственной долиной Темпы. Говорят, чтобы ничего не пропустить, он приказал сделать на вилле подземное царство (Inferi). Им были созданы две библиотеки, два театра, украшенные множеством статуй и другими произведениями искусства. В последние годы жизни он стал возводить грандиозный мавзолей, представлявший собой окруженный колоннадой цилиндр, увенчанный статуей Адриана на квадриге. Император спроектировал и построил храм Венеры и Ромы (121–135). В храме нашли отражение греческие и римские вкусы. Омрачает эту постройку один эпизод. По словам Диона Кассия, император послал план храма Аполлодору Дамасскому на отзыв. Тот совершил непростительную глупость, заметил, что статуи слишком велики по отношению к нишам: «Если богиня захочет встать, то не сможет этого сделать». Нет ничего опаснее, чем делать замечание властителю империи и тирану, который мнит себя великим художником или писателем. За смелое суждение беднягу казнили.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...