«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Древний Рим / Власть диктаторов и императоров / «Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Страница 4

Базилика Ульпия Траяна

Возможно, показательным моментом в его отношении к высшему разуму стало приближение к себе Диона Хрисостома (ок. 40—120 гг. н. э.), греческого оратора и философа из Прусы (Вифиния). Извест-но, что тот происходил из зажиточного дома Вифинии. Будучи при Домициане выслан из Италии, он вынужден был вести жизнь бродячего философа кинико-стоического толка. Его речи (а до нас дошло 78 его речей), обращенные как к народу, так и к правителям, посвящены вопросам социального и этического характера. После воцарения Антонинов – Нервы и Траяна – к нему вернулось высокое социальное положение. Он занял в окружении Траяна подобающее столь умному человеку место. Надо сказать, что тот всегда уделял особе внимание положению городского населения, вопросам обеспечения его работой, проблемам социальной справедливости и достойной жизни, а также вопросам управления страной. Особый интерес представляют его речи о власти («Речи о царской власти»). В лице государя Диона Хрисостом (Златоуст) видит как бы высшего бога. Идеальным ему представляется такое государство, в котором все главные вопросы решают правители, а дело народа – им повиноваться. В «Басиликах» монархия представлена как справедливая и разумная форма государственного устройства. Опираясь частично на Платона, Дион требует, чтобы все люди поверили в монарха, в богов, загробный суд, в то, что на небесах всех нас ждут воздаяния за дела и грехи наши. В монархическом государстве отношение к высшей власти самое благожелательное, правопорядок крепок и нерушим, а граждане все без исключения благоденствуют. В качестве примера идеальных отношений внутри высшей бюрократии Дион дает диалог между Александром и Диогеном. Его надо воспринимать реалистично и трезво.

В этой дискуссии философ-киник преподает уроки политической мудрости завоевателю и повелителю мира. Дион называет Диогена «государственным мужем» и «царственным мужем». Несмотря на явную идеализацию образа царя, монарха, властителя рода человеческого (princeps generis humani), нам понятно что Дион стремится к политической и социальной стабильности. Если монарх ведет разумную политику, если он справедлив и честен, если прислушивается к словам и советам умнейших и достойнейших людей, то такой человек, монарх или президент, в самом деле большая находка и удача для великого государства. Император Нерва

Император Нерва

Тут мы встречаем у Диона интересную рекомендацию, которая, к сожалению, редко находит понимание в практике поведения цезарей. Сильные мира сего, вознесясь на самый верх власти, считают для себя кто ниже достоинства, кто не очень удобным, а кто ненужным и даже вредным ходить за советами к мудрецу и ученому. Причин для такого пренебрежительного отношения к достойнейшим людям у власти немало. Говорить об этом не будем. Замечу лишь, что чем выше ум государя, чем разнообразнее его таланты, чем благороднее и значительнее он сам как личность, тем больший интерес вызывают гениальные, яркие, сильные люди. И напротив, чем ничтожнее, подлее, мельче, примитивнее, глупее тот или иной цезарь, тем более гнусную, продажную, мерзкую и тупую публику вокруг себя собирает и доверяет ей управление страной. Нам для сравнения вовсе нет необходимости заглядывать в глубь римской или греческой истории. Оба таких претендента здравствуют, находятся у нас перед глазами – в нынешней России.

Поэтому в этом пункте программы государственного строительства я вполне согласен со Златоустом: «Отрадно видеть, когда верховная власть относится с почтением к представителям умственного начала. Одного желания властвовать и приносить пользу народу мало, нужно знание . Цари и властители всегда хорошо это понимали и старались иметь при себе советников, от которых они получали наставления, что им делать в том или другом случае. У Агамемнона таким советником был Нестор, у персидских царей – маги, у египетских царей – жрецы, у кельтов – друиды». Мысль Диона заключается в том, что при любом правителе-практике обязательно должен находиться философ-теоретик. Хотя в его позиции видим немало и иллюзорных надежд: смешно надеяться, что царь станет исполнителем предначертаний философа, историка, ученого; по крайней мере, в реальной истории такое случается крайне редко… Однако талантливые государи умели с максимальной пользой для нужд страны использовать знания. Милость Траяна

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...