«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Древний Рим / Власть диктаторов и императоров / «Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий
Страница 7

Мраморный портрет императора Адриана

Адриан проявлял щедрость и благородство в политике, в том числе и в отношении простого люда. Он как мог заботился о плебсе, сжег на форуме долговые расписки, запретил забирать в личную казну имущество осужденных, отменил долги граждан императорской казне в 900 миллионов сестерциев. Для Афин его время станет «золотым веком». Он выстроил в Афинах гигантский храм Зевса Олимпийского, запретил вывозить из Греции культурные богатства. Возможно, поступки великого римлянина проистекали из его личных качеств: он ценил и уважал человека, терпеть не мог пышности и блестящих свит, был справедлив и прост. Неутомимый путешественник, он ходил на львов в Ливии, поднимался на Этну, совершил путешествие по Нилу, чтобы услышать звуки гигантских колоссов Мемнона, вел частые беседы с учеными и философами. Он без устали строил везде и всюду, за что и получил среди римлян самое почетное прозвище – «строитель мира». Император Адриан

Император Адриан

Адриан был мудрым политиком и потому, что предпочел покончить с войной, смирившись с тем, что Парфия и Армения вновь обрели независимость. Война против Парфии не принесла славы Риму. Войска несли там большие потери, истощались резервы, доставка продовольствия становилась все затруднительнее и обременительнее. Адриан все чаще погружался в невеселые думы. На кой черт нужен Риму далекий и совершенно непонятный Восток? Стоит помнить, что именно там сломал себе шею Александр Македон-ский. Или кому нужны эти евреи, упорно цепляющиеся за их веру и святыни? Пусть себе спокойно живут в своей Иудее. Может, Риму лучше уйти из Дакии, Армении, из Малой Азии и Ближнего Востока?! Ведь их народы не приемлют оккупантов. Может быть, лучше отгородиться от воинственных бриттов и шотландцев валом? Пусть основой новой внешней политики страны станет вооруженный мир, как его и понимал «божественный Август». Ведь увел же он войска из Германии, смог договориться с парфянами. Надо расширить число граждан самой Италии. Их число уменьшается (это очень тревожно). Необходимо сделать привлекательной мысль о том, что иные люди могут стать гражданами Рима. Но брать лучших, самых трудолюбивых, умных, толковых, порядочных, квалифицированных. Они жалуются, что мы их грабим. Что ж, порой это так. Ну так пусть поживут сами – на их гроши! Мощным стимулом единения могут стать дороги, торговля, язык. Эти мысли будущий император стал воплощать в жизнь в той или иной мере после смерти Траяна. Военную партию отодвинул, поставил перед ней задачу создать в Азии мощный заслон («военных баз и крепостей») против агрессоров. Не кажется ли вам, что и российское государство могло бы перенять его опыт? Открытие мавзолея Адриана

Открытие мавзолея Адриана

Адриан бесспорно был одним из величайших императоров. Более того, его можно назвать мудрецом во власти. Французский историк античной культуры Пьер Адо писал: «Мудрость рассматривается во всей античности как способ бытия, как состояние человека, существующего совершенно иначе, нежели остальные люди, и являющего собой своего рода сверхчеловека». Однако в любые времена (и тем более в сфере политики) таких людей мало. К их числу можно отнести и императора Адриана… Говорить мудрые и верные вещи – это одно, а претворить идеи в жизнь в большой стране – совсем иное. Адриан мудр потому, что основу успехов своей политики видел и искал не за рубежом (что делали и делают российские цезари последних двух десятилетий), а у себя дома, в своей стране, в разумной внутренней социальной политике… В частности, он «запретил хозяевам убивать раба; их могли приговорить к смерти, если они ее заслуживали, только судьи». Он же запретил продавать своднику или ланисте раба или служанку, и уничтожил эргастулы. Адриан даже отправил на пять лет в изгнание одну римскую матрону за жестокое обращение с ее рабами. Раб при нем мог обратиться к префекту города, если хозяин был безжалостен, проявлял жестокость, морил раба голодом или понуждал к развратным действиям. С него начинает меняться в несколько лучшую сторону жизнь рабов в империи. Хотя говорить о какой-то кардинальной перемене в положении рабов не приходится. Но все же по рескрипту императора Антонина Пия власти могли заставить жестокого хозяина продать рабов. Все больше образованных рабовладельцев стали прислушиваться и присматриваться к гневным строкам Ювенала, словам Сенеки о высокой душе, что может быть и у раба, к опыту Плиния Младшего.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...