«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, АврелийДревний Рим / Власть диктаторов и императоров / «Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, АврелийСтраница 5
Милость Траяна
Такой талант был у Траяна. Полагаю, во многом способность слушать великие умы и сделала из него великого императора… Известно, что легенды о «веке Траяна» будут вспоминать с теплотой и воодушевлением не только в Риме, но и в других странах (в том числе в России; даже в «Слове Игоревом»). Конечно же, имели значение физические и душевные достоинства, которыми он блистал в отрочестве. В Риме важно было превосходно владеть оружием, конем и речью. Однако все это, как и врожденное обаяние и тонкая обходительность, – не главное. Гораздо важнее сочетание иных ценных качеств: трезвый глубокий ум, благородство, мужество, простота, сердечность, теплота, доброжелательность. Светоний писал о Тите, что тот однажды за обедом, вспомнив, что за целый день никому не сделал ничего хорошего, воскликнул: «Друзья мои, я потерял день!»
Форум Траяна
Так вот Траян не терял ни одного дня, чтобы или укреплять власть Рима, или украшать и благоустраивать державу. Он очень много строил. Вероятно, это при нем были сооружены два превосходных моста в Испании – акведук в Сеговии и мост в Алькатаре. Самым же величественным памятником эпохи Траяна стал его Форум, сооруженный по проекту выдающегося архитектора, сирийца Аполлодора Дамасского. Форум прославлял военные подвиги императора. Туда попадали через триумфальную арку. В центре двора, выложенного красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора, стояла позолоченная конная статуя императора. В 113 г. была сооружена в его честь колонна, верхушку которой украшал золотой орел, позднее замененный шестиметровой статуей Траяна. Она стала как бы символом, знаковым образом «мировой оси» Римской империи. В ее цоколе стояла золотая урна с его прахом, надгробием и летописью эпохи. По ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию. Траян фигурирует на ней 90 раз. Колонна изображает и историю в виде задумчивой пишущей женщины.
Колонна Траяна
Публий Элий Адриан (76—138 гг. н. э.) родился в Риме. Отец Публия был из рода Элиев (двоюродный брат Траяна). Известен верностью республиканским традициям. Отец занимал важный пост члена муниципалитета Италики, города в Испании. Состояние семьи считалось весьма скромным. Хотя отец одно время являлся римским наместником в Африке, а наместники всегда держали в руках политику и экономику. Как видите, не все высшие чиновники Рима – мздоимцы. Иные (меньшая часть) были честными и неподкупными. К их числу, видимо, и принадлежал отец Адриана. Мальчику было 9 лет, когда умер его отец. Юноша, поступив в школу, завершил обучение ранее обычных сроков – в 16 лет. Затем уехал в Афины, где занимался под руководством известного софиста Изея. Он был человеком безусловно талантливым, отличался любознательностью и имел исключительную память. Запоминал имена, если слышал их хотя бы раз. Учился он с огромным удовольствием. Говорят, он цитировал на память редкие книги, когда-то бегло прочитанные и большинству абсолютно неизвестные.
Портрет Адриана
«Всю государственную отчетность он знал так, как ни один отец семейства, как бы старателен он ни был, не знает своих домашних расходов» (Элий Спартиан). Он был умен, образован, смел, прост, красив не только внешне, но и внутренне. Поистине в нем сочетались все качества, которые греки вкладывали в понятие «калокагатии», то есть всестороннего и гармоничного развития. В школе все называли его «маленьким греком»… «Адриан в совершенстве усвоил научные занятия, образ жизни, язык и все образование афинян, – отмечал его биограф. – Он был певец и музыкант, врач, математик, живописец, скульптор по металлу и мрамору, почти второй Поликтеп и Эвфранор. Он обладал способностями ко всем видам искусств. Столь изящную и блестящую натуру нелегко найти между людьми. Его память была невероятно обширна». При необходимости он мог прочесть любой стих, на шутку отреагировать шуткой или быстро парировать остроту. Ведь еще в молодости он познакомился с крупнейшими писателями того времени (Тацит, Плутарх, Квинтилиан, Ювенал). Аврелий Виктор писал о нем: «Он отлично знал греческую литературу, и многие называли его Греком. Он воспринял от афинян их наклонности и нравы и не только овладел их языком, но и приобщился к их излюбленным занятиям: пению, танцам, медицине, был музыкантом, геометром, художником, ваятелем из меди и мрамора наравне с Поликлетом и Евфранором. К тому же он был и остроумен, так что редко можно было видеть среди людей столь образованного и изящного человека». Влюбленный в Афины, он одно время, в молодые годы, отдает дань тогдашним увлечениям «золотой молодежи» (кутежи, долги, дебош, женщины). Вскоре он поменял судейское кресло на службу в армии. Здоровая и требующая немалой выносливости атмосфера военного лагеря пошла ему на пользу. К тому же в Риме во все времена путь наверх обычно пролегал через армейский стан. Адриан помнил имена ветеранов спустя много лет и после ухода их в отставку.
Смотрите также
Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В
их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков.
В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило,
власти ...
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...