Роль образования, знаний и писцов
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Роль образования, знаний и писцов
Страница 6

Надпись иероглифами на каменной плите. Палермский камень

По мнению О. Камнева, на начальном этапе обучения превалировали простые тексты, не обремененные высокой философией и строгими нравственными установками. Как мог древний педагог заинтересовать юношу образованием, которое воспринималось им скорее как тягота или мучение, если не пообещать получения благодаря образованию целого ряда преимуществ и свобод, да безбедной жизни, а не расписывать «высокие материи и прелести духовного развития». Подобные практические и жизненные интересы были ему куда ближе. О весомости статуса писца свидетельствует следующая поговорка: «Остается только быть писцом (скрибом), говорят мудрые, ибо скрибу достается все лучшее на этом свете». Должность писца передавалась по наследству, но ее можно было и заслужить, проявив немалое трудолюбие и обнаружив способности в учебе. Среди писцов были одаренные дети из незнатных семей. Образование для бедняка – единственная возможность проникнуть в привилегированные классы египетского общества. Такие социальные подвижки власть порой даже поощряла. О том, что писцы стали со временем привилегированным слоем, говорят и изображения в образе писцов самых знаменитых и влиятельных людей государства – жрецов, фараонов и даже богов. Жрец и визирь со свитком папируса на коленях

Жрец и визирь со свитком папируса на коленях

Сначала письмена высекали на камне, затем в качестве писчего материала использовали глину, а позднее, за 2800 лет до н. э., стали применять папирус (cyperus papyrus). Это растение из семейства осоковых, ранее обильно произрастало в болотистых районах Нижнего Египта. Папирус употреблялся не только в качестве писчего материала, но и в пищу (его ели в сыром, вареном или печеном виде). Писали египтяне деревянным резцом сначала на глиняных плитках и обжигали их, дабы записи были долговечнее, а затем на папирусе, который, как скажет поэт, стал для них «тетрадкой, альбомом и блокнотом художникам, поэтам и звездочетам»… Папирус стал эмблемой Нижнего Египта, как лотос – эмблемой Верхнего Египта. Из папируса также делали лодки, из его коры плели паруса, рогожи, подстилки, одежду, канаты, а из корней делали разного рода утварь. Корень папируса шел и в кузницы – из древесины изготовляли уголь, необходимый для горнов.

Процесс изготовления писчего материала был таков… Сердцевину стебля растения разрезали и расстилали, лист прессовали и шлифовали. Несколько листов склеивали в длинную ленту, а затем скатывали ее в рулон. На нем плотными колонками писались тексты. Писали текст, держа свитки на коленях, или стоя, держа папирус в левой руке. Писчие принадлежности хранились в сундучках или ларцах, украшенных инкрустациями из слоновой кости. Пергаментные и папирусные свитки держали в особых шкафах. Их связывали в пачки и, запечатав, укладывали в особые кожаные сумки.

Папирусы являются бесценными свидетелями событий тех давних лет. Основную часть информации о Древнем Египте получали из папирусов, найденных в районах мусорных куч (высотой до 12 м), в районе города Оксиринха, «города папирусов», что в 400 км от Александрии, между Нилом и Западной пустыней. Тут нашли больше папирусов, чем где-либо еще в Египте. В 1897 году тут вели работы Б. Гренфелл и А. Хэнт. В дальнейшем к поиску папирусов подключились и другие исследователи (Э. Пистелли, Э. Бреччой, Ф. Питри). До нас дошли немало документов на папирусах, что ныне хранятся в Каирском и других музеях. Поэтому поиски их ведутся с неослабной интенсивностью. Заслуга расшифровки иероглифов принадлежит англичанину Т. Янгу и французу Ф. Шампольону. Они почти одновременно стали изучать их, но француз был удачливее. Когда в 1799 году капитан французской армии Бушар нашел знаменитый «розеттский камень», он и не предполагал, что в нем лежит ключ к разгадке тайны. Плита из черного базальта (находится в Британском музее), как выяснилось, содержала часть священного декрета в честь Птолемея Епифана. В ней говорилось: «Этот декрет, выбитый на твердых каменных плитах в трех видах письма – иероглифическом, демотическом и греческом, должен быть выставлен во всех больших храмах Египта». В Институте

В Институте папируса

Казалось, тайна изготовления папируса утеряна. Когда его пытались воспроизвести современники, пользуясь древними описаниями и инструкциями, вместо подлинного папируса получались грубые подделки. Заслуга возвращения искусства изготовления папируса принадлежит Хасану Рагабу. В прошлом офицер, член организации «Свободные офицеры», затем дипломат, он решил посвятить жизнь раскрытию тайны предков. Поискам и трудам он отдал все свои (и родных) средства. Сколько дней и бессонных ночей провел в изысканиях – не перечесть… Когда покидала надежда, он упорно повторял поговорку: «Ассабр гамиль» («Терпение прекрасно»). Наконец Хасан достиг своего – выяснил секрет папируса. Оказывается, при его изготовлении клей вовсе не применялся. Полоская стебли в нильской воде, египтяне использовали природные свойства сахарного сока. Тот скреплял намертво части папируса, делая бумагу гибкой и надежной для письма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...