Роль образования, знаний и писцов
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Роль образования, знаний и писцов
Страница 7

После этого открытия древний папирус получил «официальный статус» в Египте. На нем уже в наше время стали печатать дипломы египетских научных учреждений, приглашения на важные и престижные приемы, изысканные визитные карточки. Домик Хасана Рагаба на Ниле, где произошло «новое рождение» папируса, превратился в Институт папируса. Сегодня есть и специальные музеи папируса. Палетка (паллета) фараона Нармера: лицевая и оборотная

Палетка (паллета) фараона Нармера: лицевая и оборотная стороны

Несколько слов о тогдашней технике и средствах письма. Напомню, древние народы в качестве писчего материала часто использовали глину. Они писали с помощью тростниковых палочек, а затем металлическими стержнями. Техника письма становилась совершеннее. Количество букв сократилось. В Египте существовали различные типы иероглифов. Одни относились к эпиграфической или монументальной группе, другие – к разряду рукописных иероглифов. Первые скульптор и художник обычно использовали в монументальных произведениях по камню и дереву. Недаром храмы, внутренние помещения пирамид ученые порой называют «гигантскими каменными книгами». Действительно, художники задействовали все доступные им поверхности (архитравы, колонны, основания, пилоны, плиты и стены), чтобы покрыть их различного рода рисунками или письменами. Кстати говоря, словосочетание «палитра художников» произошло от египетской «паллеты». Для исследователей культуры они представляют особую ценность, так как ни одна иная система письма не позволяла столь наглядно проследить историю ее становления и развития как иероглифическое письмо египтян. Обычно египетское письмо включало до 700 знаков.

Такого рода монументальное письмо сохранялось до III века н. э. С его помощью писцы заносили священные и религиозные тексты на свитки папируса, кожаные и деревянные поверхности. Раскопки некрополя в Саккара показали, что папирус как писчий материал существовал уже в эпоху Раннего царства, то есть еще до I династии. В деревянных шкатулках нашли готовые к употреблению в качестве писчей бумаги рулоны папируса. Минули тысячелетия, прежде чем (в конце II в. до н. э.) на смену папирусу пришел пергамен. Самый большой из дошедших до нас свитков – «папирус Харриса» имел в длину 40,5 метра, в ширину – 64,25 см (1200 г. до н. э.), и хранится в Британском музее. Были более крупные свитки. Свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал в длину 150 м, а свиток «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида – 801 м.

Исчерпывающее представление о письменных инструментах того периода дали находки в гробнице Тутанхамона. В сокровищнице фараона найдена палетка для письма. Здесь же находились и другие письменные принадлежности. На одной палетке (с красками и тростниковыми перьями – каламами) было начертано имя царя. В письменный набор, обитый листовым золотом, входили: футляр-пенал для тростниковых перьев, выполненный в виде колонны с капителью из стилизованных листьев пальмы, инструмент из слоновой кости, служивший для разглаживания папируса. Все это ныне можно увидеть в музее. Известна и так называемая палетка Нармера (Менеса), имевшая церемониальное значение. Кстати, никто в мире (кроме египтян) так и не додумался обожествить письменный прибор.

«Если бы когда-нибудь за наше воспитание, – писал И. Кант, – взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека». Похоже, что тогда большой разницы между образованием и воспитанием не видели. С эпохи Древнего царства нет и специальных терминов, различающих оба эти понятия. Воспитание давалось с трудом, и даже обращение к Тоту не всегда помогало. Учителя прибегали к более веским аргументам – для научения уму-разуму не жалели палок. Слово «обучение» нередко было синонимом «человека с палкой» («рука с палкой»). Писец Аменемопе вдалбливает ученикам в голову одну доходчивую мысль: «Не проводи ни одного дня в безделье, иначе буду бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его. Пусть внемлет сердце твое тому, что сказал я, – будет это полезно тебе. Обучают же обезьян танцам, объезжают лошадей, помещают коршуна в гнездо и за крылья ловят сокола. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не поддавайся и пресыщению (письмом), отдай ему сердце и внимай словам! Найдешь ты их полезными». Другой писец, доказывая ученику важность работы с папирусом, уверяет, что общение с источником знаний приятнее хлеба и пива, важнее, чем наследство, почетнее возведения после смерти гробницы. Писец Небмертуф и бог мудрости Тот

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...