Роль образования, знаний и писцов
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Роль образования, знаний и писцов
Страница 1

Тайна письменности многим казалась сродни волшебству. В

Тайна письменности многим казалась сродни волшебству. В Египте существовало два вида письменности. Один из них был тайнописью и его скрывали от простолюдинов. Вспомним, как царь Ашшура с гордостью сообщал потомкам о своих успехах в деле овладения письменностью: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу (Набу – бог науки и письма у обитателей Двуречья), все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть. Постиг скрытые тайны искусства письма…» Учеба в Египте начиналась с пятилетнего возраста и продолжалась 12 лет. Процесс обучения «в школах» ограничивался передачей простейших знаний и представлений о мире. Важно было научиться писать красиво и четко. В программах обучения молодежи Египта в древности преобладали культовые тексты, памятные надписи, астрологические подсчеты, чиновничьи формуляры, письмовники и т. д. Заучивая классические тексты, «Гимн Нилу» и «Поучение Аменемхата», египтянин затем учился считать, овладевал искусством рисунка, учил историю и географию, знакомился с законами и уложениями страны. Впрочем, все это относилось уже к египетской «высшей школе», где профессиональное обучение длилось довольно долго, иногда до 25–30 лет. Наукам и письму вначале обучались лишь избранные, египетская элита. Девочка с табличками для письма

Девочка с табличками для письма

Обучение шло в основном в рамках устных традиций, ведь папирус стоил недешево… А. Хомяков, автор знаменитой «Семирамиды» (он писал ее 20 лет, столько же строили пирамиду Хеопса), писал: «Просвещение ранних веков передавалось не книгами и не журналами, но живою речью и живыми сношениями народов». Однако рождение письменности стало событием исключительным. Многие приписывают себе первенство в этом важнейшем изобретении, хотя, возможно, системы письма рождались одновременно в разных частях мира. «Один факт не подлежит сомнению, это тот, что Египет ни от кого не заимствовал своей первоначальной грамоты и что эта грамота была чисто образная, иероглиф в своей первобытной простоте… Отсутствие иероглифов в Индии и на Востоке доказывает, что начала религиозное и племенное были… перенесены с берегов Африки в Южную и островную Азию, прежде чем Египет достиг своей самостоятельной жизни. Нельзя отрицать связи между системою китайцев и египетскою, но невозможно и доказать прямую зависимость китайских письмен от египетских…» Юные египтянки

Юные египтянки

Великая империя, а таковой бесспорно тридцать три с половиной века тому назад был Древний Египет, нуждалась в большом числе обученных ремесленников и мастеров. При резиденциях фараонов, в главных храмах создавались школы и учебные заведения. С помощью учителей совершалось превращение «примитивного дикаря в варвара», а затем того же варвара – в образованного египтянина или грека. Прежде чем достигнуть состояния цивилизации, примитивный дикарь должен был из варвара превратиться в «человека низкого типа», а затем в грека гомеровского века, еврея времен Авраама, китайца эпохи Конфуция. Прогрессивное развитие периода цивилизации в той или иной мере было свойственно человечеству. Такие места, где совершалось подобное таинство, пользовались почетом. Учебные заведения находились при известных храмах (храм Пта в Мемфисе, храм Солнца в Гелиополисе, храм Осириса в Абидосе и др.). Властители, разумеется, были заинтересованы в высоком уровне подготовки своих специалистов. Ведь это они возводили каналы, строили храмы, создавали жилища для вечности (гробницы). Гермес Меркурий Трисмегист

Гермес Меркурий Трисмегист

Образование первоначально носило культово-религиозный характер. Учителя и ученики восхваляли мудрость всесильных богов, пытаясь снискать их благословение – Амона, Ра и Пта в Египте, Зевса и Афины – в Греции, Юпитера и Минервы – в Риме, Тинит и Ваал-Мелькарта – в Карфагене и т. д. Вспомним, как в одноименной трагедии Эсхила Прометей утверждает, что он сделал неразумных людей разумными, обучив их искусству мысли. «Я научил их первой из наук – науке чисел и грамоте; я дал им и творческую память, матерь Муз», – восклицает он. Древнегреческий драматург в образной форме выразил тут пантеистические взгляды современников. Просветителей нередко обожествляли. Вавилоняне наделяли фантастическими чертами некоего Оаннеса, сообщавшего людям массу важных и нужных сведений. Греки возвели в ранг полубога мореплавателя Кадма, якобы привезшего в Грецию искусство письма. Египтяне, как известно, обожествили Тота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...