Суфизм – религия духовности
Страница 2

Миниатюра, изображающая написание книги

Спору нет, мудрость и знание и тогда уже давали прекраснейшие ростки. В эпоху Харун ар-Рашида (768–809) арабы создали научно-переводческий центр, получивший название «Дома мудрости», где работали денно и нощно тысячи ученых и переводчиков. Однако мудрецу не всегда везло, чаще случалось обратное. Как образно заметил тот же Ибн Сина: когда он стал велик, не стало страны, вмещающей его; когда возросла его цена, не нашлось на него покупателя. Эти слова великого мыслителя и энциклопедиста очень понятны современным русским ученым. Иные из них (даже очень талантливые) не находят места в своем отечестве, а их труд ценится позорно низко. Но ведь тогда были совершенно иные времена. Образование и науки были роскошью. Великие поэты, ученые, врачи сияли, словно ослепительные снежные вершины на фоне безжизненных песков. Драгоценные каменья (гения и таланта) на рубище нищего. Мало этого, носители знаний постоянно находились на грани жизни и смерти. Войны и набеги накатывались, как неумолимые волны. Замечательный ученый Бируни (973—1050), впервые на Среднем Востоке высказавший мысль о движении Земли вокруг Солнца, с горечью пишет на страницах «Хронологии» о разгроме, учиненном в Хорезме Кутейбой, о диком уничтожении людей, знавших хорезмскую письменность и историческую традицию. Не был по достоинству оценен в Армении и философ Анахт (Трижды Великий), несмотря на все его заслуги. Как отмечалось, «испытав от армян много горя, лишений и преследований», он удалился в Грузию, где и умер. Плоды алчности и плоти оказались для его соотечественников дороже бесценных плодов разума. Звездочет

Звездочет

Вспомним и то, как первый император Китая Цинь Ши-Хуанди отдал приказ сжечь книги и закопать несколько сот ученых живыми в землю! Убит по наущению фанатиков ислама внук Тимура, мудрый Улугбек, которого называли вторым Птолемеем. Около Самарканда им была воздвигнута уникальная обсерватория с 40?метровым мраморным секстантом. Подобной обсерватории в то время не было ни на Востоке, ни на Западе (1428). «Помещения этого высокого здания, – писали современники, – были украшены несравненными рисунками и изображениями девяти небес, фигурами звезд, глобусом земного шара с различными климатами, горами, морями, пустынями и тем, что к этому относится. Все это создавало подобие семи украшенных сводов небес».

Ученый на троне, благословенный халиф просвещения мусульманского мира, он предпочитал занятия науками, делами просвещения и культуры военным походам. Это был гений, коему вполне могла бы позавидовать западная цивилизация. Им велись исследования в астрономии, математике, геометрии, медицине, истории, географии. С помощью приборов своей обсерватории он определил координаты 1019 звезд, угол наклона экватора, плоскости эклиптики. Ему принадлежит исторический труд «Улус – и арба, йи Чингизи», скрытый в книгохранилищах Стамбула или в Британском музее в Лондоне, и лирико-романтическая поэма «Юсуф и Зулайха». Этот покровитель ученых поэтов, художников, музыкантов, архитекторов, ремесленников заслужил слова, полные восхищения, сказанные в его адрес узбекским поэтом Саккаки: «Небо должно вращаться еще много лет, чтобы найти такого мудреца-царя, как Улугбек». Однако такие цари всегда были редки. В. В. Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана)

В. В. Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана)

Во времена нашествий и гонений не до наук и поэзии. Жизнь великого Фирдоуси превратилась в одну бесконечную «тропу бегства». Тяжело сложилась жизнь у самой яркой звезды суфийской поэзии, Джалал ад-Дина Руми, автора «Поэмы о скрытом смысле» («Маснави»). Джами сказал, что его «Маснави» – это «Коран на персидском языке», и что «его место выше Луны и Солнца». Но судьба распорядилась так, что ужасы татаро-монгольского нашествия трагически отразились и на нем. Родился он в 1207 году в Балхе, на территории современного Афганистана. Город вскоре был превращен воинами Чингисхана в руины (перед тем семья покинула город в 1218 г.). После переезда в Нишапур, паломничества в Мекку и короткого пребывания в Дамаске и Алеппо пути-дороги привели Джалал ад-Дина в Малую Азию. Мусульмане называли ее Румом. Тут он обосновался вместе с семьей (1220). Миниатюра, изображающая путешествие

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...