Суфизм – религия духовности
Страница 4

Мавзолей Руми в Конье

В конце концов, кто угодно может нарисовать тот или иной образ (на стене или на экране. – В. М. ). «Тут будет голова, не способная думать, око, которое не видит, рука, ничего не дающая, грудь без просветленного сердца и обнаженная сабля без режущего острия. В любой молельной нише найдешь изображение светильника, но ночью оно не дает света. Потряси нарисованное на стене дерево: упадет ли на землю хоть один плод?». Так же и в жизни: сколько высопоставленных голов видим в нашей политике, но, оказывается, они лишены высшего рассудка и мудрости. Сколько глаз смотрят на мир сквозь пленку полнейшего равнодушия к народу России, ничего не видя и не слыша, как много сердец, представляющих собой застывший кусок сала, сколько ушей, что обречены слушать до последних дней дикую и бессмысленную болтовню. Руми учил различать тех, кто ищет знания «ради толпы и элиты», а кто ищет и находит их ради освобождения и прозрения своей Родины! Он советовал отличать «искусство красивых речей» (политиков и журналистов) от речей искренних и страстных, речей живых и благословенных. Первые умирают, едва лишь покидают уста подобных цицеронов и глашатаев. Вторые (если они божественны) остаются жить в сердцах людей вечно. Восточные женщины в своем кругу. Миниатюра

Восточные женщины в своем кругу. Миниатюра

Вторая важная тема, которой касается Руми, это тема двух жизненных начал, взаимотношений мужчины и женщины. Хотя сущности у них одни и те же – человеческие, но начала – разные. Суфизм разграничивает в личности начала активные и пассивные, мужское и женское, разумное и чувственное; та же парная схема, что присутствует в китайской философии, – ян и инь. Мужчина – это творец, активное, разумное начало. Женщина – начало пассивное и принимающее энергию мужчины. «С точки зрения разума небеса – мужчина, а земля – женщина: все, что он кидает в нее, она взращивает», – говорит мудрец. Назначение мужчины – стремиться вверх, к небу, высокому свершению и подвигу; назначение женщины – быть опорой, оплотом, домом. Если бы удалось как-то зафиксировать свойства этих двух видов, то за Адамом все же было закреплено такое его определяющее и характерное качество как разум, а за Евой – эго, то есть личное, частное, эгоистичное, суетное. Хотя у Руми пара эта выглядит, как нам показалось, уж очень схематично («мужи» – святые, «женщины» – неверные, «мужи» заняты смыслом, а «женщины» – в плену у форм). Но в его эпоху такова была действительность. Удел мужчин – подвиги, военная, политическая, духовная карьера, удел женщин – семейные обязанности, скучный быт, тряпки, украшения, суетная болтовня о том о сем, интриги или любовные похождения (а большей частью лишь мечты о них). Объяснение в любви. Миниатюра

Объяснение в любви. Миниатюра Я. Малчевский. Смерть-красавица

Я. Малчевский. Смерть-красавица

Руми не считает женщину извечным злом, хотя не скрывает и наличия в ней злых, порочных, а главное, неразумных и глупых начал. Женщина – это всегда эго, а эго зачастую чуждо разуму. «Она – реальность эго, что взывает к злу, в физическом устройстве человека воплощенному». Женщина норовит подчинить себе мужчину. Слабый мужчина с ней никогда не справится: «Муж женственный не сможет бороться с эго: не для задницы осла мускус и розовая вода». Мужчинам свойственно властолюбие и суровое мужество, женщинам – покорность, мягкосердие, любовь. Руми в «Маснави» и в «Диване» воспевал женскую красоту: «Ее краса пленяет всех мужчин», высокомерие и презрение ее «ввергает в трепет сердце», всех мужчин «обольщает страсть к женщинам».

Видимо, его занимала и проблема, как лучше защититься мужчине от этой убийственной красоты, от рокового влечения. Ведь часто бывает так, что «ты внешне над женщиною властелин, а внутренне ты раб ее», поскольку вынужден все время ее искать и к ней стремиться. Даже Пророк говорит, что мужчины, обладатели отважного сердца и разума – «в полном подчиненье у женщин». Причем чаще страдают от их эгоизма и глупости именно умные мужчины. Глупые же мужики (коих большинство), будучи с ними в одном метафизическом поле, легче и проще справляются с этими «губительными сокровищами». Однако зачастую даже умные и талантливые мужи не мыслят своей жизни без любви, ибо нет слаще напитка…

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...