Риторика и софистика в греческом обществе
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Риторика и софистика в греческом обществе
Страница 8

Жизнь вопрошал ты. Словно в ответ

тебе,

Из глубины священный огонь блеснул,

И ты, обуреваем жаждой,

Бросился в пламя шумящей Этны.

Не так ли в час надменности

царственной

Царица скрыла в кубке жемчужину?

Все, чем ты был и горд и славен,

Все растопилось в сей бурной чаше.

Ты стал бессмертным, ты разделил удел

Богов, и Мать-Земля приняла тебя.

И если б я любви не ведал,

Прянул бы я за тобой в бездну.

Статуя Эмпедокла стояла сначала на родине, затем ее перенесли к зданию сената Рима. То была «поистине космическая смерть, когда вместе с мыслителем гибнет вся Вселенная». Живя ныне, как на вулкане, мы чувствуем себя в чем-то сродни философу. Поэтому, как писал профессор Г. Башляр, порой и в нас просыпается комплекс Эмпедокла, просыпается при виде всепожирающего пламени жизни.

Греция пылала страстью к красноречию. Интереснейшей личностью был Исократ (436—338 гг. до н.э.), ритор и педагог. Риторика была в Греции крупной силой, а Исократ был самым прославленным из преподавателей. Его звали «отцом общего образования». Он был известен в Афинах, как никто другой. Цицерон писал: дом его, открытый для всей Греции, стал подлинной школой, кузницей красноречия. На его произведениях учился мастерству Демосфен. «Великий оратор и превосходный учитель, он чуждался открытых выступлений в суде, но в четырех стенах своей школы он завоевал такую славу, какой, по моему мнению, после него не достиг никто. Он и сам прекрасно написал много сочинений, и других этому научил». Исократ. Римская копия IV в. до н.э.

Исократ. Римская копия IV в. до н.э.

Исократ родился во времена Перикла, а умер после битвы при Херонее. Это был, по сути дела, последний аккорд песни независимости греческих полисов. Потеряв отцовское состояние, он, находясь в оппозиции к режиму 30 тиранов, вынужден был покинуть родные Афины. Исократ открыл школу риторики на о. Хиос, затем, вернувшись, стал логографом (писал за деньги речи для судебных процессов). В период с 392 по 352 год Исократ возглавляет созданную им школу красноречия, ставшую крупнейшим и известнейшим риторическим центром всей Эллады.

Его творчества изучено В. Йегером, российским историком В. Исаевой, многими другими. Говорят, что в политику он не пошел потому, что был робкого нрава и чуть заикался. Исократ говорил о себе: «Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне». Видимо, это было скорее формальное объяснение, нежели истинная причина, ибо далее он добавлял: «Я не пал духом и не позволил себе остаться незаметным и совершенно безвестным, но, после того как я потерпел неудачу в политической деятельности, я обратился к занятиям философии, к упорному труду, к изложению в письменной форме того, что было мною обдумано». За свою долгую жизнь Исократ написал около 60 речей (до нас дошли 21 речь и 9 писем). Обучая красноречию, он был твердо убежден в том, что это – искусство богов. Обладающий таким даром одолеет больше врагов с помощью речи, чем целая армия (так он считал). Тот, кто научился красноречию, в состоянии не только сам стать лучше, но привести к достойной, нравственной жизни немало сограждан.

Одни называли его сторонником олигархии, другие – противником демократии. Правильнее сказать, что Исократ был противником того и другого. В нем всегда жил свободный человек, чей вольнолюбивый дух служил народу. Порой его называют еще и создателем историко-публицистического жанра, жанра, где «переплелись элементы истории и политической пропаганды». Его интересно читать, поскольку он умел отбросить всю шелуху, которой политиканы так любят забивать уши несведущему народу. Он был очень популярен как учитель. Известно, что к нему приезжали издалека, чтобы насладиться мудростью. У Исократа было больше учеников, чем у других риторов, вместе взятых. Проходившие у него курс оставались в его школе три или четыре года. В основном это были богатые люди. Среди его учеников находим Лизетеида, одного из богатейших афинян того времени, Андротиона, представителя богатого рода, Эвнома, Каллина, Онетора, Антикла, Филонида, Филомела, Хармантида и др. Все они отличились на поприще услуг, оказанных республике, и были награждены золотыми венками. С афинских слушателей Исократ денег не брал (хотя те с ним расплачивались дорогими подарками, а его друг Тимофей однажды подарил ему целый талант), но с чужеземцев он брал по тысяче драхм (седьмая часть таланта). И вообще Исократ был не беден. Его талант отмечали даже цари. Так, к примеру, царь Кипра, Никокл, заплатил 20 талантов за написанную специально для него речь. Холм Пинкс – место речей и народных собраний в Афинах

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...