Риторика и софистика в греческом обществеДревняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Риторика и софистика в греческом обществеСтраница 11
Поход казался спасительным решением. Это позволило бы объединить греков и македонцев, удалить из страны немалое число безработных, обеспечить приток огромных средств и новых рабов, добытых в походах. Лозунг Исократа возьмут на воооружение македонские цари. Греки неохотно шли на усилия по поддержанию военной мощи. Их приходилось уламывать чуть ли не силой. Вообще-то нежелание тратить силы и средства на войну понятно, хотя и недопустимо для страны, желающей занимать достойное место в мире, имея благодаря этому существенные экономические выгоды. Даром богатства и привилегии никому не даются. Это и заставило Исократа начать голодовку как вызов недальновидности граждан. И каждое слово «Ареопагитики» – атака Исократа на отсутствие культуры в Афинах.
Полиевкт. Статуя Демосфена
Представляют интерес его взгляды на науку и образование. Он занял позицию умеренного оптимиста, с немалой долей скепсиса относясь к возможностям наук способствовать социальному прогрессу. Говоря об изобретении философии, частью которой явились астрономия, геометрия и арифметика, он, отмечая полезность этих наук, не вполне уверен, что они способствуют росту добродетели. В древнем мире одни считали, что занятие науками дело абсолютно пустое, бесполезное для успеха в частной и общественной жизни, другие видели в занятиях науками некую пользу. В своих поздних трудах (речь «Об обмене имуществом») Исократ отмечал, что в отличие от других занятий математика помогает не в жизни (если только, конечно, вы сами не преподаете математику), а в процессе обучения. Изучая ее, юноша тренирует, оттачивает ум, укрепляет память и приучает себя к труду. Это помогает в дальнейшем легче и быстрее справляться с более важными проблемами и вещами. Сие еще не «философия» (т.е. образование, необходимое для всех свободных граждан), но лишь «гимнастика души» и «приготовление к философии». Занятие ею вряд ли поможет в навыках ораторского мастерства, т.е. в умении говорить и верно судить о важных вещах. Поэтому Исократ советовал изучать ее в молодости, и то не слишком долго, чтобы ум человека не закостенел от этих занятий. Вместе с тем Исократ добавляет и «ложку дегтя в бочку меда». Не возражая в принципе против общепринятого типа обучения, он предупреждает, что всему свое время: время учиться, а время и дело делать. Взрослые и солидные люди должны заниматься более важными делами, чем математика. Преуспевшие в математике не всегда преуспевают в использовании знаний, нередко оказываясь глупее не только своих учеников, но и своих слуг в жизненных делах. Здесь стоит напомнить и слова Аристотеля: Гиппократ Хиосский слыл глупцом во всем, кроме математики. Хотя разумеется, полезность ее никто не отрицал. Но в таком случае вряд ли можно считать полезными (с точки зрения достижения вершин мудрости) и философию с риторикой. Ведь ни то, ни другое, к сожалению, не помогло Исократу, который умер от истощения.
Знаменательна судьба Демосфена (384—322 гг. до н.э.), героя, отдавшего жизнь за родину, но так и не смирившегося с предателями и врагами. Возможно, герой стоит всех Александров Македонских и Цезарей, вместе взятых. Родился он в Афинах. У отца его была мастерская по изготовлению мечей (отец владел двумя мастерскими, где полсотни рабов делали мебель и оружие). При более удачных обстоятельствах Демосфен мог бы рассчитывать не только на известность и карьеру. Однако судьба вначале не была к нему благосклонной. Отец умер, когда ему было 7 лет, оставив сыну, матери, дочери наследство. Управление оным возложил на опекунов, но к 18 годам Демосфен узнал, что от былого его наследства (т.е. от 14 талантов) остались крохи. Родные дяди-опекуны все расхитили. Пришлось искать справедливости в суде. По обычаю афинян истец обязан был сам вести свое дело. Так жизнь сделала из Демосфена оратора поневоле. Он стал прилежно учиться у Исея, считавшегося лучшим адвокатом по делам о наследствах, изучал Платона и Фукидида (Фукидида он знал наизусть, так как переписал его «Историю» 8 раз), штудировал сочинения Исократа, Алкидама, других риторов. Пять раз он выступал в судах и добился все же своего. Суд признал иск Демосфена справедливым, но денег не вернул. История тривиальна и не вызвала бы интереса, если бы не яркая личность Демосфена. Эта борьба развила в нем упорство и настойчивость, обострила ум, закалила волю.
Смотрите также
Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему
– Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории.
Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами
широты и ...
Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...