Риторика и софистика в греческом обществе
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Риторика и софистика в греческом обществе
Страница 14

Судьба Греции решалась в битве при Херонее (338 г. до н.э.). Против греков македонцы выставили войско опытных воинов (Филипп, Александр, Антипатр). В битве победу одержали македонцы, греки потеряли тысячу человек убитыми и две тысячи ранеными. Демосфен сражался в центре рядовым гоплитом и ушел одним из последних с поля боя (хотя Плутарх утверждал, что он сбежал). Афинский народ считал иначе, оценил его мужество, поручив ему произнести надгробную речь в память воинов, павших при Херонее. Дальнейшие события были катастрофическими для судеб Афин. Несмотря на смерть Филиппа, Александр Македонский захватил Фивы. К власти в Афинах пришла македонская партия. Уже тогда многим было ясно, что это партия врагов отечества и предателей своей родины. Они тут же набросились на Демосфена, в котором народ всегда видел защитника. Голову великого оратора у афинян потребовал и Александр Великий, но в битве главы компрадоров (Эсхина) и оратора народа (Демосфена) победу вновь одержал последний. Эсхина подвергли штрафу и удалили в изгнание. Демосфена же народ наградил золотым венком за заслуги перед родиной. Борьба греков против македонского господства не утихала.

Вначале борьба шла успешно, но в итоге войско греков, состоявшее из многих отрядов наемников, вновь потерпело поражение (322 г. до н.э.). Пришлось идти на позорный мир (платить контрибуцию, пускать в свои гавани чужие гарнизоны). Так в Афинах была уничтожена демократия. Управлять страной захватчики поставят сговорчивых богачей. Демосфена и ряд патриотов приговорили к смерти. Он укрылся в храме Посейдона на о. Калаврии. К нему прислали актера Архия с наемниками для того, чтобы тот силой взял его и выдал в руки македонскому царю Антипатру. Тогда Демосфен, взяв перо, что служило ему на протяжении жизни в написании речей, надкусил его конец, где был запрятан смертельный яд. Афиняне воздвигли ему медную статую на городской площади, где он был изображен со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Внизу на постаменте надпись:

Если бы мощь, Демосфен, ты имел

такую, как разум,

Власть бы в Элладе не смог взять

македонский Арей.

Истинные корни причин поражения афинян глубже… О них Демосфен сказал так: «У Филиппа было, граждане афинские, важное преимущество… у эллинов – не у каких-нибудь одних, но у всех одинаково – оказался такой урожай предателей, взяточников и враждебных богам людей, какого еще никогда не бывало прежде, насколько помнят люди. Их он и взял себе в соратники и сотрудники и с помощью их довел эллинов, у которых и прежде были плохие отношения и нелады друг с другом, до еще худшего состояния, одних обманывая, другим что-нибудь давая, третьих всякими способами обольщая, и таким образом разделил их на много партий, а между тем для всех польза была в одном – не допускать, чтобы он становился сильным». Тех людей, которые обрекли Демосфена на смерть, настигла карающая рука судьбы. Подтвердились слова оратора: первыми изменники себя предают. Их казнят сами же македонцы, в глубине души презиравшие предателей. Казнь предателей (месть Одиссея)

Казнь предателей (месть Одиссея)

Не касаясь второстепенных деталей противоборства Афин и Македонии, обрисуем суть спора. В основе конфликта лежали военно-политические и идеологические интересы. Греция, состоящая из городов-государств (Афины, Спарта, Фивы, Олинф), представляла собой «демократию». Македония же была монархией и тоталитарной деспотией. Населенная фракийцами, та казалась грекам варварской страной. Греки смотрели на фракийцев как на клятвопреступников, полудикарей, как на народ с отсталыми политическими учреждениями и слабым войском. Одним словом, то был в их глазах «реликт догомеровской эпохи». Поведение Македонии во время греко-персидских войн, Пелопоннесской войны также не способствовало проявлению к ней симпатий греков. Александр I открыто сотрудничал с персами, состоя при армии Ксеркса в качестве агента влияния. Он советовал афинянам капитулировать, уверяя, что персов им все равно не дано одолеть, и выдал сестру за перса. Если же говорить о планах наследников царя, то Пердикка и Архелай хотели объединить Верхнюю и Нижнюю Македонию и тем самым выдвинуться на передний план общегреческой политики. Архелай усилил войско, предпринял шаги к эллинизации Македонии, был поборником просвещения, покровителем литературы, искусства и наук. Но с убийством Архелая страна погрузилась в пучину анархии. Македонская знать вернулась к охоте, попойкам, содомии как обычной практике их сексуальных развлечений, оставив скучные и однообразные занятия музыкой или литературой. Одним словом, в глазах многих греков они выглядели чем-то вроде дикого Пана. Портрет царя Филиппа I

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...