Риторика и софистика в греческом обществе
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Риторика и софистика в греческом обществе
Страница 10

Рафаэль. Диспут (левая нижняя часть). 1509 г.

Исократ уже тогда говорил о существовании двух видов политики, одна из которых принадлежит прошлому, тогда как другая – будущему. Главной проблемой для перестроечных Афин стало отсутствие в них равенства (как понимали его греки) и культуры среди политических вождей. Политика и тогда зависела не столько от противоречивых постановлений народного собрания (их принимали сколько угодно, по любому поводу), а от состояния добродетели, справедливости, воли в обществе в целом. Нет воли к справедливости – никакие законы и указы не помогут. Исократ как политик и мыслитель выступал за ту демократию, что сохраняла черты былого «золотого века» полисов (гармония меж личностью и государством, порядок и устойчивость законов, высокая нравственность и мораль, воспитание молодежи). И неравенство между людьми в Древней Греции не было столь вопиющим, каким оно стало позже.

По мысли философа, распри имели истоком причины скорее экономические, чем политические (недостаток земли и хлеба). Это почти современный подход. В его речах постоянно встречаются ссылки на выгоду, пользу, доходы и т.д. Все главные политические акции рассматриваются им с точки зрения вреда или пользы для уровня жизни и благосостояний тех или иных полисов. В речи «О мире» он выступал убежденным сторонником мирной политики. Исократ говорит, что из-за постоянных войн военные расходы растут, государственная казна пустеет, налоги растут, а жизнь людей все время ухудшается. В Афинах появилось множество бедняков. Они скитаются по всей Элладе и выпрашивают подаяние. Их число столь велико, что уже угрожает самому существованию Афин. Итоги войны между полисами известны – в Афинах дважды свергали демократов (в 411 и 404 гг. до н.э.). Афинская демократия приказала долго жить. На смену ей пришли тираны, что стали осуществлять переустройство полиса в соответствии с законами отцов. Это закономерно. По воле народа верхушку демократов (по словам Аристотеля, 1500 человек) попросту уничтожили. Тираны же вернулись к прошлой конституции.

Не все были в восторге от речей Исократа, что совершенно естественно. Иные, правда, считали, что он был «защитником интересов богачей». Мы не убеждены в этом. Известна его речь против банкира Пасиона, которого обвиняли в присвоении доверенных ему денег. Разжившийся вольноотпущенник (то есть раб, которого отпустили) сумел скопить громадное состояние, благодаря которому пользовался большим влиянием у правителя Боспорского царства Сатира. Так вот этого банкира как раз и обвинял Исократ. Правда, философ был сторонником идеи «сильной руки». В 365 году до н.э. он обращался с такой идеей к наследнику спартанского престола Архидаму, затем в 360 году до н.э., прославляя убитого кипрского тирана Эвагора, обращался к его преемнику Никоклу. Когда на севере стал укреплять власть Филипп Македонский, Исократ стал в Афинах представителем его партии и даже обратился к нему с призывом стать во главе всех греков, иначе говоря выступить в роли Объединителя.

Исократ выступал за единство эллинов под властью сильного правителя. Он хотел их объединить, к чему одно время стремились Афины и Спарта. Базой объединения должен был стать поход против Персии, за которым последовал бы захват Азии и ее богатств. Не вызывает сомнений то, что Исократ явился идеологом азиатского похода Александра Македонского. «Его произведения читались от одного конца греческого мира до другого, а к влиянию литературному присоединялось еще личное влияние на целый ряд даровитейших юношей, которые отовсюду стекались в Афины к стопам знаменитого учителя и которые позднее сделались духовными вождями нации. Голос такого человека влиял на общественное мнение, как ничей другой, и если Филиппу удалось объединить Элладу, если Александр смог открыть далекую Азию для греческой культуры и греческой предприимчивости, то это в значительной степени было заслугой Исократа…», – писал немецкий историк.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...