Роль искусств в воспитании народаДревняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народаСтраница 8
Удивительной женственностью отличаются найденные в афинском Акрополе 14 статуй девушек, хранящие на лице улыбку. Сих античных «Кор» относят к V веку до н.э. Но они будят в нас массу эстетических и чувственных ощущений. Правильный инстинкт руководил греком, когда он избегал изображать женскую фигуру нагой. В самом деле, вспомните, какую неисчерпаемую галерею безобразно-голых, лишенных выразительности женских фигур дало новоевропейское искусство. И насколько тоньше поступал греческий художник, который, вовсе не избегая передавать чувственные темы, полагал, однако, что даже эти темы несравненно разнообразнее и выразительнее передаются узорами, изгибами и складками в тканях. И нигде в греческом искусстве не достигает такой выразительности ткань, как именно в этой школе VI—V веков, что оставила нам вереницу этих прелестных девушек – «Кор».
Вид на афинский Акрополь. Реконструкция
Центром социальной и общественной жизни афинян являлся Акрополь. Известно, что первые здания на Акрополе (два храма в честь богини Афины) сооружены еще в 1050—700 годах до н.э. Именно на этом месте в эпоху Перикла воздвигнут Парфенон. То было время расцвета Афин. В архитектурно-художественный ансамбль вошли всемирно известные храмы – Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники (отсюда название – Парфенон). Археолог М. Андроникс писал: «Три больших сооружения, составляющих Акрополь, – Парфенон, Пропилеи и Эрехтейон – единят между собой исполняемые ими функции и смелость принятых архитектурных решений, свидетельствующих о новаторском духе Перикловой демократии». Все они представляют единый комплекс.
Парфенон построен в 447—437 годах до н.э. и посвящен богине Афин. Его воздвигли на фундаменте раннего храма, посвященного Афине Палладе, архитекторы Иктин и Каликрат. Классический образец древнегреческого храма выстроен в дорическом стиле. Фронтон, карниз и колонны были выполнены из мрамора, крыша – из дерева. Центральное помещение окружено колоннадой. На продольной стороне храма – 17 колонн, на торцевой – 8. Древние архитекторы великолепно владели законами перспективы, и Парфенон выглядит идеально. По периметру внешних стен храма на высоте 12 м непрерывной лентой тянется фриз Парфенона. На нем видны изображения 192 героев, павших в знаменитой Марафонской битве с персами в 490 году до н.э. (по другой версии там показана церемония празднования дня рождения богини Афины – Панафинеи, проводившаяся раз в четыре года). Стены этого храма были сложены из мраморных блоков и облицованы отполированными мраморными плитами.
Фотография Парфенона
Главный, восточный фронтон Парфенона украшала многофигурная композиция «Рождение Афины». Согласно древней легенде богиня мудрости Афина родилась из головы Зевса уже взрослой и во всеоружии. Центром этой композиции был Зевс, сидящий на троне, а перед ним – Афина. Над ними вестница богов Ирида летит известить мир о рождении новой богини. В левом углу фронтона из вод Океана встает бог солнца Гелиос, в правом – в те же воды спускается богиня ночи Селена. На западном фронтоне Посейдон и Афина спорят за власть над Аттикой. Легенда гласит, что право назвать имя победителя в споре боги предоставили старейшинам Афин. Посейдон ударил тогда трезубцем – и из скалы Акрополя забил соленый источник; Афина ударила коптем – и на Акрополе выросло оливковое дерево. С тех пор старейшины решили, что Афина станет покровительницей города. Нынешний Парфенон – это белые руины. В древности же фон фронтонов храма был красным, а фон фриза – синим. Многие детали были позолочены или же сделаны из позолоченной бронзы.
Внутреннее пространство храма было некогда разделено на две неравные части. В западной, меньшей части храма, хранилась государственная казна Афинской республики, в восточной части находился просторный храм с известнейшей статуей Афины Парфенос (Афины Девы) работы Фидия. Отсюда возникло название храма – Парфенон. Вероятно, весь проект разрабатывался и выполнялся при участии двух выдающихся деятелей времени – Перикла и Софокла. Первый был главой Афин, второй, помимо заботы о театре и великих трагедиях («Антигоны» и «Эдипа»), был главой финансовой комиссии и распоряжался общественной казной, собираемой с союзников. Центральный зал освещался светом, проникавшим через дверной проем, а также светильниками. Говорят, что Парфенон чем-то напоминал живое человеческое существо.
Смотрите также
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...
Карты
Государство хуннских шаньюев
Эпоха сяньби и жуаньжуаней
Степные царства
Эпоха тюркских каганатов
Второй тюркский каганат
Эпоха уйгурского каганата
Кыргызски ...