Роль искусств в воспитании народа
Древняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народа
Страница 13

К пляскам нынче лежит душа.

Большое значение придавали музыке. В ней человек античности открыто выражал свои чувства и эмоции. Непросто проследить истоки и следы первых музыкальных опытов, ибо музыкальная письменность возникла довольно-таки поздно. Первые музыкальные следы в Древней Греции относят к V веку до н.э. Есть след вавилонской музыки (сохранившийся гимн шумерийской эпохи). Но количество музыкальных образцов невелико. Они рассеяны по восьмивековой дороге истории, как редкие жемчужины. Период расцвета музыкальной культуры Древней Греции пришелся на период с V века до н.э. и по III век н.э. Учение об этосе у Платона и Аристотеля придает ей самостоятельную, весьма значимую роль в жизни общества. Платон, как известно, писал элегии, дифирамбы, трагедии, но после встречи с Сократом (до нас дошло 25 стихотворных миниатюр Платона) самолично уничтожил их. Теме музыкального эстетического воспитания он уделял внимание. В «Протагоре» он говорит о значении музыкальной культуры для юношества: «И кифаристы, со своей стороны, заботятся об их рассудительности и о том, чтобы молодежь не бесчинствовала; к тому же, когда те научатся играть на кифаре, они учат их творениям хороших поэтов-песнотворцев, согласуя слова со звуками кифары, и заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для деятельности: ведь и вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии». Памятник Лисикрата

Памятник Лисикрата

Аристотель в «Политике», задаваясь вопросом, помещать или не помещать музыку в число предметов воспитания, считает, что она важна для времяпровождения и воспитания. Мифический поэт Мусей говорил о том, что «смертным петь – всего приятней». Во время пения приятное как бы совмещается с полезным. Слушание же пения и музыки любо людям всякого возраста и всякого характера. Это доказывает пример легендарного Олимпа, дивно игравшего на флейте и вызывавшего у греков небывалый энтузиазм. Музыка оказывает исключительно сильное воздействие на душу человека. Можно сказать, что она является властительницей всех настроений. Например, слушая звуки миксолидийского лада, греки предавались скорбным и сумрачным настроениям. Дорийский лад чаще вызывал в сердцах умиротворенные и уравновешенные настроения, а фригийский действовал возбуждающим образом.

«Из сказанного ясно, – заключает Аристотель, – что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит к самой природе этого возраста: в молодом возрасте люди не выносят по доброй воле что-либо неприятное, а музыка по своей природе принадлежит к тому, что доставляет удовольствие. Да и у гармонии и ритмики существует, по-видимому, какое-то сродство, почему многие из философов и утверждают, что душа есть гармония, а некоторые – что она носит гармонию в себе». Поэтому победителям музыкальных или хоровых состязаний греки воздвигали памятники. Так, Лисикрат, богатый житель Афин, после победы на празднике в честь Диониса (334 г. до н.э.) созданного и подготовленного им хора мальчиков воздвиг на склоне Акрополя ротонду, оригинальный памятник… Связь же между воспитанием и нравами молодежи и характером той музыки, которую она слушает, думаю, более чем очевидна. Поэтому мы вправе сказать, исходя не только из прошлого, но уже из нашего нынешнего опыта: «Дикая музыка – дикие нравы и жестокое общество!» Ну и напротив: «Мелодичные и прекрасные звуки породят гармоничное и высоконравственное поколение людей!» Хотя и музыка не смягчит жестокое сердце. Г. Моро. Дионис со своим отцом – Зевсом

Г. Моро. Дионис со своим отцом – Зевсом

Игра на цитре и флейте

Для греков было естественно, что среди наставников юношей был и кифарист, обучавший их навыкам игры на флейте, лире, кифаре или цитре, считавшейся национальным инструментом греков. Исполнение всех трагедий сопровождал греческий хор. Военные арии ставили своей целью воспитывать в греках отвагу, уверенность в победе и мужественное презрение к смерти. Спартанцы предпочитали простую безыскусную музыку и были противниками всевозможных излишеств. Каждому возрасту у них соответствовал и свой собственный хор. Во время празднеств каждое поколение, образно говоря, слагало свою собственную песнь. Звучало это примерно следующим образом. Старики начинали с воспоминаний:

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему – Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории. Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами широты и ...

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...