Роль искусств в воспитании народаДревняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народаСтраница 12
Что Эвридики нет, что нет подруги
милой,
А глупый тигр ласкается ко мне.
Отец, отец! Ужель опять,
как прежде,
Пленять зверей да камни чаровать?
Иль песнью новою, без мысли
о надежде,
Детей и дев к печали приучать?
Кто же исполнял все эти разнообразные песни, звучавшие по всей Элладе? Так, в «Илиаде», более ранней из поэм Гомера, упоминается лишь о бытовых песнях (рабочих, свадебных, похоронных), а герои поэмы сами поют и пляшут. Но уже в «Одиссее» появились так сказать профессионалы, певцы-сказители, выделившиеся из среды обычных народных музыкантов (аэды). Так, слепой певец Демодок во время пира Одиссея у феаков слагает песню о его странствиях. Поэт, которому муза «очи затмила его, даровала зато сладкопенье», взяв лиру, поет о храбром Ахилле и мудром царе Одиссее. Наряду с лирой излюбленным инструментом у греков был аулос (тип гобоя). Самая же ранняя из известных нам творческих певческих школ связана с островом Лесбос. Из нее вышел поэт и певец Терпандр (конец VII в. до н.э.), прославившийся победой на поэтических состязаниях в Спарте. От него легенда ведет происхождение пения под кифару (струнный инструмент типа лиры).
Урок танца. Рисунок на вазе
Хоровые песни часто соединялись с пляской. Иные из них (критская пляска пеан) считались целительными и имели магическое значение. Спарта ценила создателя своих хоровых и военных песен – Тиртея. С усилением лирических тенденций в поэзии поэт становится бардом, сопровождая чтение стихов песней под звуки лиры. Название свое современная лирика и получила от наименования древнего инструмента – лиры.
Танец дев-вакханок в честь Вакха
Талантливо и ярко исполненный танец не только красив, но и выразителен… По Платону, «танец подражает словам Музы». Почти в тех же выражениях о нем писал и Аристотель: «Ритмическими движениями он (танец) выражает обычаи, страсти, действия». Лукиан так говорил о танце: «Он представляет собой изобразительное искусство, которое выражает идеи и облекает в плоть невидимую мысль». В «Пире» Ксенофонта юноша и девушка в танце изображают союз Диониса и Ариадны: танцуют и поют под звуки флейты. Пляски обычно исполнялись под звуки лиры или флейты и отличались строгой красотой. Их посвящали богам – Дионису, Афине, Афродите, Пану. Популярны были и военные пляски, игравшие заметную роль при воспитании. Они способствовали развитию начал патриотизма, мужества, долга и чести. Общественно-бытовые танцы сопровождали семейные и личные торжества, городские и государственные праздники. Танцы (домашние, городские, сельские) различались как по тематике, так и по составу исполнителей.
Танец под звуки бубна и свирели
Римляне также любили пляски. Воины предпочитали воинственно-вожделенный танец, названный ими «Похищение сабинянок». По преданию, его ввел еще Ромул. Существовали еще и особые танцы жрецов, а также восхитительные и откровенно сладострастные пляски гетер. Редким искусством, яркостью, красочностью, особым разнообразием отличались этрусские пляски. Характер и дух древнегреческого танца выражают многочисленные изображения на барельефах и вазах, а также многие творения скульпторов. Наиболее известные из них: барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры «Танцующая гречанка», «Танцующая менада», Танагрские статуэтки и т.д. и т.п.
Обычно эти темы (тема плясок и хороводов) затрагивалась в выступлениях хора, который разделял собой основные части трагедии. К примеру, в трагедии Софокла «Аякс» имеется подобная сцена обращения хора с просьбой к божеству Пану:
О, трепет радости! Я окрылен, ликую!
Ио! Ио! Пан! Пан!
Пан, о странник морской, явись,
Божественных хороводов царь,
Покинь Киллены кремнистый кряж
С бурей снежной, о Пан! Сойди!
Ныне нисский и кносский пляс —
Безыскусный – затей, зачни,
О Пан, Пан!
Смотрите также
Карты
Государство хуннских шаньюев
Эпоха сяньби и жуаньжуаней
Степные царства
Эпоха тюркских каганатов
Второй тюркский каганат
Эпоха уйгурского каганата
Кыргызски ...
Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли
сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим
от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...