«Султан ислама»
Страница 3

3 июля он приказал своей армии выступить в поход. Под палящим солнцем франки шли через плато. Армия Саладина, численность которой превышала 60 тыс. человек, преградила им подступы к источникам воды. 4 июля крестоносцы снова двинулись в путь, сталкиваясь с превосходящими силами противника и находясь под постоянными ударами лучников противника.

Гийом Тирский писал: «Всю ночь страдающие от жажды европейцы во всеоружии ожидали врага. Но сарацины не хотели сражаться до наступления жаркого дня. И когда наконец сарацины подошли, они разожгли вокруг христиан огонь, чтобы заставить их страдать не только от солнца, но и от огня. Когда король увидел бедственное положение своих людей, а его сержанты были готовы сдаться, он приказал графу Триполийскому напасть на сарацин».

Попытка прорыва стала стратегической ошибкой. Все солдаты армии крестоносцев были либо убиты, либо взяты в плен. Всего за один день Саладину удалось уничтожить ударную силу противника.

Султан обращался с Гвидо Лузиньяном как с королем. Казнив Рено Шатийонского, он сохранил жизнь пленникам и объявил тамплиеров и госпитальеров заклятыми врагами ислама. В Иерусалиме франки не поддавались атакам Саладина, но предупредили его, что, если он не сохранит им жизнь, они не оставят в живых никого, ни христиан, ни мусульман, и сожгут мечети, прежде чем сами погибнут в бою.

Султан осаждал поочередно все города и крепости, предлагая выгодные для осажденных условия сдачи. За свободу население захваченных городов должно было выплатить им выкуп: десять византионов за мужчину и пять за женщину. На бедняков устанавливалась общая цена: 10 тыс. византионов за 7 тыс. мужчин. Патриарх и богатые горожане не жалели на это своих средств, а военные ордена оставались в стороне. Сам Саладин и его брат выкупили большое количество христиан. В целом было выкуплено сразу 8 тыс. европейцев, 10 тыс. европейцев было отпущено бесплатно Саладином, и от 10 до 15 тыс. продано в рабство, 5 тыс. из которых отправлено в Египет для строительства крепостей. 2 октября 1187 г. крепость Иерусалим пала. Храм Гроба Господня был закрыт, а мечети открыты.

Ибн ал-Асир писал: «Мусульмане захватили большой крест, называемый Истинным крестом, который, как говорят они (христиане), содержит частицу Животворящего Креста Господня, на котором был распят Мессия. Эта потеря нанесла им тяжелый удар, она была для них равнозначна смерти и поражению».

Сочетая применение силы с предоставлением противнику выгодных условий для сдачи, Саладин захватил все города и крепости франков, за исключением Триполи, Антиохии и Тира, которые отстоял Конрад Монферратский.

Победы Саладина подняли волну возмущения в Западной Европе, что привело к 3-му крестовому походу (1189–1192 гг.). За сто лет христианский мир Западной Европы изменился. Теперь крестовые походы интересовали только папство и королей. Третьим походом руководили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Ричард Львиное Сердце завоевал уважение противников благодаря, скорее, своей безумной отваге и храбрости солдат, чем благородству своей души. Король Англии был столь же жесток, как и Рено Шатийонский. После взятия Акры в августе 1190 г., уставший от затянувшихся переговоров с Саладином и, вероятно, из-за боязни быть обманутым, Ричард Львиное Сердце приказал вывести из города пленных мусульман (от 2700 до 3000 человек), выстроить их перед передовым отрядом мусульман и перерезать им горло.

Третий крестовый поход уменьшил значимость победы Саладина, вынудив его смириться с существованием государства франков. Поход продемонстрировал военную мощь Европы и ее возможность переправить по морю значительный военный контингент. И наконец, он показал, что христианство Западной Европы все еще может мобилизовать свои силы для похода к Святой земле. Но в историческом масштабе победа, бесспорно, принадлежала Саладину. Попытка Иерусалимского королевства и других латинских государств создать сильное государство на Востоке окончательно провалилась.

Однако 3-й крестовый поход сохранил жизнь латинским государствам, утратившим былое значение, существование которых теперь зависело от помощи из Европы, на которую они уже не надеялись.

Саладин продолжил дело Hyp ад-Дина и пошел дальше в воплощении своих идей: провозгласил низложение династии Фатимидов; основал династию Айюбидов; в 1175 г. принял титул «Султан ислама и мусульман»; в 1183 г. объединил Сирию и Египет; в 1187 г. взял Иерусалим, изгнал крестоносцев из большей части Сирии и Палестины; главной своей целью считал объединение суннитов в борьбе с шиитами и христианами. «Если бы Аллах не проявил милости к мусульманам и не погубил германского короля, то сегодня говорили бы: когда-то Сирия и Египет были частью исламского мира», – писал в своих трудах Ибн ал-Асир.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...