Караханидский каганат
Страница 3

«Согласно договору, Себуктегин сделался полновластным хозяином земель, лежащих на юге от Амударьи, и в первую очередь Хорасана. Таким образом, Саманидам фактически оставлена была лишь центральная часть Мавераннахра». Все эти решения были приняты без согласования с Нухом, который к тому времени потерял всякое влияние.

Свергнув в 999 г. правящую династию Саманидов, Караханидский каганат стал владеть территорией от Кашгара до Амударьи, включающей в себя часть Восточного Туркестана, Семиречье, Шаш, Фергану и древний город Согд.

Вместе с воинами в Мавераннахр пришли со своими стадами кочевники, в связи с чем значительная часть земель – пастбищ и превращенных в пастбища посевных земель – оказалась во владении кочевых тюркских племен, ставших опорой Караханидской династии.

Основным занятием караханидов было скотоводство, причем главную роль в хозяйстве играло коневодство. Помимо обычных степных пород, они выращивали скаковых и вьючных лошадей. Кочевники поставляли для караханидского войска отборных жеребцов, гужевых коней, различную продукцию животноводства: кумыс, молоко, шерсть, мясо, сушеный творог (куртоп). Караханидские тюрки занимались отчасти и земледелием, но сеяли в основном просо, которое издавна культивировалось в степях Центральной Азии.

Караханиды были и известными купцами, участвовавшими в международной транзитной торговле. Отряды тюрков часто служили охраной для отправлявшихся в дальний путь караванов, Мубаракшах писал, что тюрки вывозили в соседние области серебро, золото, железо и ртуть, добывавшиеся в горах к югу от Самарканда. Кочевники из отдаленных районов Центральной Азии и нынешнего Казахстана, в частности кыпчаки, обменивали пушнину на ремесленные изделия у соседних земледельческих народов.

Несмотря на широкое распространение натурального обмена, развивались и денежные отношения. Основной продукцией, вывозимой ими на продажу, был скот, который нередко выполнял функции валютного эквивалента. В торговой практике использовались также монеты, отчеканенные в Хорезме, Мавераннахре, Хорасане, Иране, Афганистане. Начиная с давних времен, имели хождение и денежные знаки, называвшиеся «йармак» и «акча»; в обращении была и другая валюта – агры и пул.

Караханидский каганат сыграл важную роль в объединении культур народов, населявших оазисы Центральной Азии. В орбиту регулярных экономических и культурных связей между оазисами и городами втянулось и население обширной степи.

Арабское завоевание и исламизация Центральной Азии привели к победе совершенно чуждого местному населению арабского языка в мусульманском богословии, в официально-чиновничьем мире и в среде согдийской и хорезмийской аристократии. В период господства караханидов ислам в Центральной Азии и его богослово-философская основа «калам» еще более укрепляют свое влияние.

К XI в. в Караханидском каганате тюркское население было основным населением. Карлуки, огузы, гузы, чигили, ягма и другие племена начали постепенно говорить на общем языке, хотя сохраняли внутри этого языка и родоплеменные диалекты. Так постепенно формировался староузбекский язык; в это же время формировался и таджикский язык; на стыке Согда, Тохаристана и Хорасана складывался язык дари, который объединил ираноязычные языки и составил основу современного таджикского языка.

В Мавераннахре, при дворе Караханидов, собралась большая группа придворных поэтов, среди них наиболее выдающимися были эмир Амаки Бухари, Рашиди Самарканди, Сузани Самарканди и другие, писавшие касыды, сатиры и лирические стихи. Таким образом, не только военными победами добывали признание и славу караханиды. Переходя на оседлый образ жизни, они прославляли себя и как ученые, архитекторы, ремесленники и поэты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...