Караханидский каганат
Страница 2

Семиреченские тюрки были весьма терпимы к любым религиозным конфессиям – буддизму, христианству, манихейству, – однако основополагающей оставалось тэнгрианство. Тем не менее в 910 г. ислам стал официальной государственной религией. Карлуки вели активную завоевательную политику и в начале 90-х гг. заняли весь Центральный Тянь-Шань и Семиречье, распространяя силой среди покоренного населения ислам. К середине 90-х гг. граница Караханидского каганата на северо-востоке стала проходить по линии озер Балхаш, Сасык-Куль и Ала-Куль, позже караханиды распространили свою власть до долины Иртыша.

В 960 г. ислам приняли многочисленные тюрки – «200 тысяч шатров», – так образовывалось первое тюркское мусульманское государство. Анализируя источники, можно полагать, что принявшие ислам массы создали скорее некий синтез, приспособив свои старые верования к новым мусульманским, однако нет никаких оснований сомневаться в том, что административные кадры состояли из убежденных мусульман-суннитов, охваченных пылом неофитов.

Таким образом, за пределами того, что в продолжение трех столетий было Дар аль-Исламом, сформировалось мусульманское, но в то ж время специфически тюркское ханство. Это событие изменило течение истории тюрков и исламского мира. Знамя ислама перешло к тюркам, и после короткого периода тюрки стали представлять почти весь исламский мир.

Что касается иранских Саманидов, то Семиречье для них всегда было лакомым кусочком, и они неоднократно пытались завоевать его, но удача не сопутствовала их предприятию. Тем временем караханиды (карлуки, тюргеши, чигили, ягма, огузы и т. д.), объединившись в единое государство, воспрепятствовали арабским завоевателям в Восточном Туркестане и в Семиречье.

В 990 г. караханиды выступили в поход на Мавераннахр. Положение, сложившееся в Саманидском государстве, благоприятствовало им: у саманидов центробежные тенденции захватили все государственные структуры и достигли наивысшей точки, когда города и целые районы стали выступать как самостоятельные уделы. Кроме того, согласно данным арабских и персидских авторов, еще до прихода караханидов в окрестности городов Ош и Узген здесь проживало много тюрков, которые в определенной степени облегчили завоевание Ферганы.

После установления сюзеренитета над местными властителями областей Талас, Шаш, Илак, караханиды в 992 г. направили войска в Бухару, которая была взята без боя. Однако победители вскоре покинули Бухару и двинулись на лучший город Мавераннахра – Самарканд, чем не преминул воспользоваться Нух ибн Мансур, в тот период правитель Саманидского государства, повернув свой отряд к Бухаре.

В 996 г. тюрки возобновили наступление на Бухару. Узнав об их маневрах, Нух обратился за помощью к Себуктегину (см. «Тюркские гулямы»). Себуктегин выступил на помощь Нуху с большим войском. Когда Себуктегин стал лагерем в районе Кеша, он потребовал, чтобы к нему присоединился со своим отрядом Нух. Это звучало прямым вызовом суверенным правам саманидского эмира. Тот, разумеется, отказался и послал Себуктегину предписание самому явиться в Бухару. В ответ на это Себуктегин послал вместо себя 20-тысячный отряд, который и установил фактическую власть в Бухаре. После этого Себуктегин начал переговоры с Караханидами о разделе сфер влияния, тогда и порешили, что весь бассейн Сырдарьи перейдет в руки Караханидов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...