Женщины – правительницы Египта
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Женщины – правительницы Египта
Страница 5

Ритуальный систр с головой Хатхор

Имя упоминают в связи с обозначением месопотамских храмовых блудниц (кадиштум). Изображают ее обычно анфас и нагой, стоящей на спине льва. Она предстает перед богом Мином, изготовившемся «к бою». Тут же и переднеазиатский бог войны Решеп. Все это отражает общий исторический фон. Женщина являлась тогда предметом вожделения со стороны как своих, так и чужих мужчин. Как видим, богини любви популярнее богини Нут, что рожает детей каждое утро, а вечером их проглатывает. Актуальны и советы, как удовлетворить женщину и мужчину, а также, как предохраниться от зачатия и болезни. И уж на что верная пара Осирис и Исида, но и то тут Осирис однажды перепутал Исиду с ее сестрой, Нефтис. Чего не случится, когда живешь в одном доме. В общем и целом, египтяне вполне довольствовались обычным семейным счастьем и не искали приключений на стороне. Однако именно с эпохи Нового царства проникает в быт эротика. Статуэтка царицы

Статуэтка царицы

Древнеегипетская семья была моногамной. К женитьбе поэтому относились серьезно. Часто можно было услышать историю, как трудно найти женщину, верную своему мужу (об этом писал даже Геродот). Поэтому нередки предостережения вроде тех, что в Поучении Птахотепа:

Если дружбой дорожишь

Ты в дому, куда вступаешь

Как почтенный гость иль брат, —

Обходи с опаской женщин!

Не к добру сближенье с ними,

Раскусить их мудрено.

Тьмы людей пренебрегли

Ради них своею пользой.

Женских тел фаянс прохладный

Ослепляет, обольщает,

Чтобы тотчас превратиться

В пламенеющий сардоникс.

Обладанье ими – краткий сон.

Постиженье их – подобно смерти!

Однако многие продолжали стремиться к обладанию женщиной, несмотря на все страхи и предупреждения: от юных писцов, что несмотря на запреты увлекались «девками», до царей и фараонов, к услугам которых был гарем (ипет), т. е. все эти «красавицы дворца» и «любимицы царя». Разумеется, у фараона была жена – Великая царская супруга. Царица в Египте являлась воплощением сладостной богини Хатхор, дочери солнечного божества. В задачи царицы входило рождение наследника фараону, то есть обеспечение законной преемственности власти, а также служение царю и обществу в роли общественного символа высшей красоты (ну и «предмета любви»). Рамсес III за игральным столом

Рамсес III за игральным столом

Царица обладала немалой политической и религиозной властью. Об этих функциях «Первой среди женщин царя» мы уже частично сообщали. Однако зная мужскую природу, можно предположить, что даже исключительное положение царицы, ее роскошные дворцы, наряды и богатые украшения, а также громкие эпитеты, подобные словам «Единственное украшение царя», не делали ее единственной обладательницей тела фараона. У того был довольно внушительный гарем (хотя и не в турецком смысле). Это была своего рода семья, где глава-мужчина имел несколько законных жен или «младших цариц». Певицы и танцовщицы из гробницы в Фивах с одной из дам

Певицы и танцовщицы из гробницы в Фивах с одной из дам гарема

Впрочем, если те ему надоедали, к услугам были еще и наложницы (нефрут). Эти девы-красавицы, услаждая фараона всеми доступными способами, обитали в царском гареме и теряли свой статус лишь с рождением первого ребенка. Их еще называли «Сладостными в любви». Младшие царицы и нефрут наполняли дворец «красотой, любовью, ароматом». В одной из сказок (папируса Весткар) говорится о том, как однажды мудрец Джаджаеманх посоветовал затосковавшему вдруг фараону пойти и развеяться: «…Пусть твое величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, (и) сердце твоего Величества освежится, когда ты будешь любоваться красивыми зарослями твоего озера, ты будешь любоваться полями, обрамляющими его, его красивыми берегами – и твое сердце освежится от этого»… Царь внял его совету и отдал приказание: «Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и (лоно) которых еще не было открыто родами». При последних словах он красноречиво и выразительно посмотрел на своих слуг. «И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды». Все было в точности исполнено. Потом женщин, вероятно, посадили на весла, и фараон отправился в любовное плавание. Девушки ублажали фараона песнями, игрой на музыкальных инструментах и танцами… Вторая супруга Эхнатона – Кийа – в нубийском парике

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...