Иго гиксосов. Иудеи в Египте
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Иго гиксосов. Иудеи в Египте
Страница 6

Г. Доре. Моровая язва

Мотивы Исхода – политического и расово-этнического характера. Израильтяне представляли собой в Египте хотя и меньшинство, но постоянно растущее. В начале Книги Исхода приводятся слова фараона, адресованные своему народу. Он говорит, что «народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался». Опасения, как бы израильтяне не стали слишком многочисленны, были все же не главным побудительным мотивом угнетения. Сами же евреи признают: «Антисемитизм не был характерен для Египта» (Гойтейн). Тот был приютом для беженцев со всего мира (в том числе и для евреев). Но Джонсон приходит прямо-таки к потрясающему выводу: «В сущности, фараоново рабство было отдаленным, но зловещим предвосхищением гитлеровской программы рабского труда и даже Холокоста; здесь просматривается много параллелей». Моисей требует освобождения израильтян

Моисей требует освобождения израильтян

Жаль, автор не продолжил эту щекотливую тему. Можно было бы сказать: оккупация Египта семитами-гиксосами – предвосхищение незаконной и преступной оккупации земель ряда арабских государств, захваченных сионистами у арабов. Евреи испытывали к египтянам далеко не лучшие чувства, о чем говорят и «Тексты Проклятия» (XX–XIX вв. до н. э.).

Есть еще одна версия, которая могла бы объяснить Исход евреев во главе с Моисеем из Египта. Г. Гринберг, признавая, что история об Исходе представляет собой смесь фактов и вымыслов, считает, что в царствование Аменхотепа III (отца Эхнатона и царя, который «не знал Иосифа») по стране распространились эпидемии чумы и проказы. В качестве превентивной меры многие были изолированы и отправлены на принудительные работы. Эпидемия распространилась среди евреев (этой теме в Библии уделено больше места, чем описанию жизни Моисея от рождения до ухода из Египта). Говорится и о руке Моисея, «побелевшей от проказы», и Мириам, что «покрывалась проказою, как снегом». Реакция Рамсеса II, пожелавшего как-то изолировать больных проказой (что делается всюду), а еще лучше и вовсе выдворить этих прокаженных из его страны, совершенно естественна.

По иной версии, Моисей был другом детства Эхнатона, приемным сыном Аменхотепа. Став фараоном, Эхнатон назначил его на одну из высших должностей – верховного жреца бога Атона. Симпатии фараона к Моисею, страдавшему от кожной болезни, объясняют порой тем, что и сам фараон в детстве перенес какую-то болезнь, вызывавшую физические дефекты… Моисей как главный жрец принял участие в реформах Эхнатона, направленных против Амона и жрецов. Когда Эхнатона не стало, жрецы Амона решили ему отомстить и расправиться с Моисеем, но тот бежал в Эфиопию. Его жена была эфиопка. С царем этой страны у Моисея установились добрые отношения. Хоремхеб же, захватив власть, подверг преследованиям многих бывших сторонников Эхнатона и бога Атона. Моисей якобы тогда заявил о своих правах на трон в качестве приемного сына Аменхотепа III. Возникло противостояние между Моисеем и сыном Рамсеса I – Сети. На стороне Моисея якобы выступило войско бывших сторонников Эхнатона, южане и воины могущественного Сихемского царя (лидера державы в Ханаане). Так разразилась гражданская война. В ней Сети в конечном счете одержал победу, а Моисею пришлось тогда вести переговоры о перемирии и о выводе своего войска из страны. Он и его люди отправились на восток к Суэцкому заливу, на севере Красного моря. Там они перебрались через Синай и прошли путь, известный по Книге Исхода. Правда, остался невыясненным важный вопрос: почему ни один из этих фактов не зафиксирован документами, памятниками или надписями.

Гринберг утверждал: дело в том, что фараон не хотел фиксировать факты гражданской войны, что сродни «десяти казням египетским», просто дал указание обойти их. Хотя некие следы смуты есть: «Мало осталось людей, и повсюду брат зарывает брата в землю… Поистине, все сердца ожесточились, мор распространился на земле, повсюду кровь и смерть». Нам трудно отдать кому-либо предпочтение, но утверждать, что Дом Израиля возник в Египте вследствие монотеистической революции Эхнатона, не решимся. Ведь предположение такого рода требует подтверждений, а их пока нет – археологических данных или каких-либо документов, относящихся ко времени до Исхода, которые хоть как-то подтверждали бы существование Авраама, Исаака, Иакова или 12 колен. Пробелы и вопросы остаются. На них должно ответить время. Слуги, поклоняющиеся своему господину

Слуги, поклоняющиеся своему господину

Иго гиксосов приходится на период с XVIII и по XVI век до н. э., а так называемый Исход евреев из Египта случился гораздо позднее, т. е. в годы правления Рамсеса II (1302–1234 гг. до н. э.) или при его преемнике, Мернептахе. Отсюда вывод: видимо, у египтян за столько лет накопилось немало оснований для стойкой ненависти к евреям. К тому же евреи повели подрывную политику в отношении союзников египтян в Сирии и Палестине. Тому есть и свидетельства (1888). В рукописи, датируемой временем Эхнатона, содержится жалоба вассала Египта на евреев (хабири). Палестинец говорит: «Мерзости (они) совершили против меня. Увидь это кто-нибудь, он вызвал бы слезы из глаз фараона – столь сильно угрожает мне опасность. Неужели хабири (евреи) завладеют царскими городами? Если в этом году не появятся наемники (египетские войска), то пусть царь отзовет меня со всеми своими братьями через своих послов, чтобы мы умерли у ног нашего господина-царя». Это лучше, говорит он, чем их иго. Статуэтка Беса Пантеоса, покрытая магическими формулами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...