Иго гиксосов. Иудеи в Египте
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Иго гиксосов. Иудеи в Египте
Страница 3

Кстати, все тот же В. В. Струве, опубликовав в 1919 году работу «Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики», рассуждая о нашествии «царей-пастухов», писал: «Завоевание долины Нила было делом нелегким, но как раз в ту эпоху, эпоху конца XII династии, делом далеко не безнадежным и для народа не слишком многочисленного. Египет раздирали тогда сильные внутренние смуты». О них свидетельствует папирус Лейденского музея, на который мы ранее уже ссылались. Гиксосская колесница

Гиксосская колесница

По всей видимости, Струве казалось, пишет Вассоевич, что неотъемлемой частью этого социального переворота должно быть засилие инородцев. Ну а коль скоро эти «инородцы сделались повсюду египтянами», то речь должна идти о нашествии семитических племен «царей-пастухов». Учитывая опять же нашествие «инородцев» в России предреволюционной и революционной поры, их мощное влияние, думаю, попытка выстроить подобную ретроспективу известным ученым вполне объяснима.

Полагаю, не религиозная сторона оказалась самой болезненной. Страшнее всего был «полнейший беспредел», как мы сегодня сказали бы, наступивший при гиксосах. На них в Египте не стало никакой управы. Если раньше, как мы видели, жрец и раб были перед судом зачастую (хотя бы формально) равны, то теперь все изменилось. Гиксосы повели себя как кровососы. Струве говорил: стало почти что общим местом воспринимать эпоху господства гиксосов как время, когда «в Египте не было общепризнанной законной власти». В папирусе, повествующем о борьбе фиванского князя Секненре с гиксосом Апопи, сказано: «Случилось это, когда земля египетская была под властью проклятых, и не было владыки-царя, но царь Секненре был правителем в граде юга – в Фивах, а проклятые города азиатов имели князем Апопи в Аварисе».

Пример показывает презрительно-издевательское отношение гиксосов к правителям Египта. Однажды посланец царя Апопи пришел к князю Фив и сказал: царь требует закрыть бассейн с гиппопотамами, так как они своим ревом не дают ему спать ни днем, ни ночью. Учитывая, что гиксос Апопи жил за 300 миль от Фив, такое послание носило явно провокационный характер. Большинству египтян было ненавистно их господство. Весь период тирании гиксосов, как и предшествующая эпоха III династии, ставшая преддверием к исторической катастрофе и распадению государства, вызывали у египтян яростное отторжение. Возможно, поэтому период оккупации Египта гиксосами (с 1730 г. до 1580 г. до н. э.) выпал из хроник, что, впрочем, весьма характерно.

Пытаться объяснить сложную гамму чувств египтян к гиксосам и евреям, или наоборот, непросто. Как распутать клубок противоречий, предрассудков, обид? Будучи близки антропологически, соседствуя с Египтом географически, народы эти с давних пор стремились проникнуть в дельту Нила. Семиты Запада могли там найти пропитание, получить работу, заняться торговлей. Хотя израильские племена стали соседями Египта лишь в XIII–XII веках, они испытывали с его стороны мощное культурное влияние. Ростки египетской культуры заметны и в Ханаане, куда, как мы далее покажем, вторглись кочевые племена Израиля. Г. Доре. Иаков переселяется в Египет

Г. Доре. Иаков переселяется в Египет

Только в XI веке до н. э. возникло государство Израиль. Первым царем стал Саул. Стоит напомнить, что Израиль как государство моложе Египта на целых два тысячелетия. «В Египте существовала сложившаяся культура; Израиль, по существу, только приступал к ее созданию. Египет был мощной империей, гегемоном, политическим и культурным в Палестине, Финикии и отчасти в Сирии, и само собой понятно, что молодое государство Израиль должно было неминуемо оказаться в сфере мощного египетского влияния». Не вызывает сомнений, что плодородная Дельта притягивала соседние племена семитов-кочевников. Видно, одно из таких племен испросило разрешения у фараона и поселилось в области Гесем, что находится у бубастидского рукава Нила в Дельте. Просьба пастухов-скотоводов к царю выглядела естественной и объяснимой. Тут находились плодородные пастбища и паслись стада фараона. Кому-то ведь нужно было их содержать и ухаживать за стадами. Миграция вначале приветствовалась фараонами. Они даже давали пищу племенам, перешедшим границу Египта. К тому же выяснилось, что евреи – ловкий народ, да еще и неплохие воины. Г. Доре. Переход израильтян через Иордан

Г. Доре. Переход израильтян через Иордан

Решение не выпадало из канвы общей политики фараонов. Они создавали немало иностранных поселений в Египте в эпоху Нового царства (ок. 1500–1200 гг. до н. э.), да и в другие времена. Часто их обитателями становились военнопленные или рабы. К примеру, храм Аменхотепа III был окружен сирийскими поселениями, в Нубии было поселение киприотов (г. Аниба), а в Мемфисе находилось поселение хеттов и т. д. и т. п. Странно было бы, что Египет не нашел места для кочевого народа, к тому же пришедшего на их землю со своим стадом. В то же время историки не исключают и того, что переселение части еврейских племен в Египет, племен патриархов Авраама и Иакова, вполне могло совпасть со временем господства гиксосов. Профессор Страсбургского университета В. Шпигельберг считал, что в предании, которое отождествляет евреев с гиксосами, безусловно «находится зернышко правды», а может быть, и вся правда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...