Мир египетских богов и богинь
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Мир египетских богов и богинь
Страница 3

Боги Хор, Осирис, Исида. Лувр

Авторитет Исиды был высок не только в Египте, но в Риме, Греции, Галлии, Британии и Германии, на Апеннинском и Иберийском полуостровах, в Северной Африке, Нубии, на Черноморском побережье, в Месопотамии. Как объяснить популярность культа Исиды, женщины, знавшей магические слова? О причине повсеместного обожания Исиды В. В. Розанов сказал так: «Египтяне, и только они одни во всемирной истории, среди всех цивилизаций Востока, взяли – как я указываю – для изображения Изиды самый острый, страстный и нежащий «уголок материнства» – кормление грудью младенца. Кроме них ни один народ этого не сделал; и хотя мне раз это попалось на халдейском рисунке, но только раз: и в Халдее оно почему-то не удержалось. Храм в Эдфу. Реконструкция

Храм в Эдфу. Реконструкция

Почему не удержалось? Не нашлось вкуса и понимания. Египтяне одни ухватили, что это – центр и суть. И самой «кормящей матери», как и младенцу, они придали вид исключительной нежности и глубины: сосок – уже во рту младенца, и сам он положил младенческую ручку на большую руку матери. Следовало бы написать особые диссертации и собрать в них всю, – говоря терминами археологии, – «иконографию Изиды», т. е. все варианты ее представления, изображения и воображения о ней как у народа, так и у жрецов. Можно сказать, нахождением «изображения Изиды» египтяне так же много оказали услуг всемирной цивилизации, как и созданием ее понятия и сути. Нужно удивляться непониманию всемирному, каким образом молодые матери, всегда так счастливые «кормить своего ребенка», хотя бы для домашнего и уединенного наслаждения и для памятования детей своих – не снимаются на картинах и фотографиях в минуты «кормления ребенка», что гораздо интереснее картин и фотографий «со шлейфом»… У египтян это «зерно их веры» отразилось чудесным образом на сложении… цивилизации: все отсюда и после этого пошло в нежность, деликатность, кротость. Ни жестоких войн, ни грубых нравов не могло уже образоваться. Зрелище прекрасного, – даже прекраснейшего в мире, – «умягчило злые души, когда они и рождались»». И хотя слова мыслителя, пожалуй, грешат некоторым идеализмом, в них есть доля истины. Исида из Саиса

Исида из Саиса

Каждый народ искал и находил корни ее происхождения в окружающем мире. У всех она появляется под разными именами как символ плодородия, знаний и мудрости. Исида считалась дочерью Гермеса или Прометея (возможно, аллегорически). Плутарх перевел это слово как «мудрость». Диодор, говоря о надписи на колонне в Низе (Аравия), приводит слова Исиды: «Я, Исида, – царица этой страны. Я переняла мудрость от Меркурия. Никто не может нарушить установленных мною законов. Я старшая дочь Сатурна, древнейшего из богов. Я жена и сестра Осириса. Я первая научила людей земледелию. В мою честь был возведен город Бубаст. Возрадуйся, о Египет, возрадуйся, о земля, меня родившая!» Утверждают, что египетский миф об Исиде проник даже к майя, где богиня известна как Королева Му. Говорят, что и троянцы сражались у ворот Трои якобы именно из-за этой «лунной Елены». В Песне Песней Соломона ее называют «черной девой Иерусалима», богиней с тысячью имен. Затем в христианстве она превратится в Непорочную Марию. В одной руке она держит крест, символ вечной жизни, в другой – увенчанный цветами скипетр, символ власти. Исида символизирует природу, тайну которой открывает далеко не всем. Она символ великих и мудрых людей, своего рода божественный аналог Философского Камня и Эликсира Жизни. Рамсес III перед Исидой

Рамсес III перед Исидой

Среди ее почитателей – ремесленники, торговцы, воины, писцы. «Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок, изобрела искусства, чтобы жизнь была хороша… Все народы, какие живут на бескрайней земле, – эллины, фракийцы, варвары – все прославляют Твое прекрасное благое имя, хотя на родном языке каждый зовет Тебя по-своему…» Или же: «Я Исида, госпожа всей земли… Я показала людям мистерии. Я научила людей создавать изображения богов. Я установила божьи храмы. Я свергла тиранов. От меня произошла любовь мужчин к женщинам. Благодаря мне правосудие сильнее золота и серебра, а правда прекрасна. Я создала супружеские союзы». Почитателем Исиды и Осириса был римлянин Апулей (II в. н. э.), автор «Золотого осла», вложивший в уста ритора, героя романа, слова, посвященные Исиде: «Ты также святая и вечная спасительница человеческого рода». Напомним и известные брюсовские строки, обращенные к богине:

Я – жрец Изиды светлокудрой;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...