Мир египетских богов и богинь
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Мир египетских богов и богинь
Страница 5

Абидос – святилище Осириса

О верованиях древних египтян хотелось бы сказать еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Осирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще тогда эсхатологических учений, грозно повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен отрывок из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится диалог между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает сомнение в том, что предстоящее загробное существование будет лучше земного. Атум пытается уверить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!» Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал просветление вместо воды, воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива!»». Аргументы в пользу «рая» явно звучат не очень убедительно.

Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте ежедневно. Так некогда молились за здоровье государя императора в храмах России. Царь – наместник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская пословица. Воспевание фараона как подлинного бога – литературная гипербола. Ее следует понимать как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят проявить любовь к царю, даровать ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах множество (гимн Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась надпись. В ней «царь богов» Амон прямо указывает на разделение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей». Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое начало сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон постоянно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один любопытный факт: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался местный верховный бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтобы ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов, дары и т. д. (М. Коростовцев). Фасад большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле

Фасад большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле

Естественно, он делал это не единолично: происходил взаимный обмен услугами между миром богов и Египтом в целом. Миссию посредника между богами и людьми призван был осуществлять фараон – «богочеловек», приближенный к богам уже даже обстоятельствами своего появления на свет. Мысли о божественном происхождении власти, о «богочеловеке», его близости к миру богов повлияли на дальнейшее развитие образа царской власти. Договор между Церковью и царем обретал таким образом не только провиденциальные, духовно-религиозные, но и прагматические, сугубо земные очертания. Бог Птах – главный бог Мемфиса

Бог Птах – главный бог Мемфиса Статуэтка Имхотепа. Поздний период

Статуэтка Имхотепа. Поздний период

Фараон окружен ореолом святости. Народ благоговел перед ним. По праву ли? Да, были фараоны, служившие национальным интересам Египта, обустройству страны. Иные даже оставили предписания, как должен вести себя царь. Диодор отмечал, что день и ночь фараона были строго расписаны. Ему надлежало неукоснительно исполнять «предписание законов, а не собственные желания». Фараоны жили и действовали в «тесных смирительных рубашках предписаний» (Уилсон). У них было меньше соблазнов, а потому и меньше возможностей впасть в ошибки. Разумнее, думаю, было бы следовать законам государства и законам совести.

Положивший начало III династии фараон Джосер утвердил главенство Мемфиса. Мемфис стал центром культа бога Птаха и средоточием богатств, достигнув наибольшего расцвета при VI династии. Некоторые считают, что название страны – Египет произошло от древнего названия этого города. Некогда этот город назывался «Гекапт» («святилище божества Птаха»). Рамсес II обращается к Птаху со словами: «В Мемфисе я воздвиг твой храм, я создал его благодаря упорной работе, украсил золотом и драгоценными камнями…» Тут находился центр производства боевых колесниц и крепость «Белые стены», строительство которой началось при Имхотепе. Считают, что многими успехами фараон обязан своему выдающемуся советнику и мудрецу – Имхотепу. Тот был не только зодчим, создателем знаменитой пирамиды Джосера, но канцлером, звездочетом, верховным жрецом «города колонн» Анну и личным врачом фараона. И. Эдвардс в книге «Пирамиды Египта» писал: «Имхотеп, архитектор Джосера… был создателем искусства обтесывания камня… его достижения стали легендарными у последующих поколений египтян, которые смотрели на него не только как на архитектора, но как на волшебника, астронома и отца медицины… (и) …греки стали считать его своим собственным богом, Асклепием». В священном городе Анну, который греки называли Гелиополь, он выполнял важнейшие функции верховного жреца храма бога солнца Ра. Жрецам принадлежала ведущая роль и в обожествлении фараона. Даже спустя века египтяне распевали пословицы Имхотепа. Спустя 2500 лет он стал богом медицины, и египтяне воздвигли ему храм в Мемфисе. В каждом музее есть одна-две статуэтки этого мудрого управителя, зодчего и врача. Видевшие в нем своего покровителя писцы в начале рабочего дня совершали возлияния в его честь. При Джосере и канцлере Имхотепе возникло постоянное войско, Египет стал крепким централизованным государством, столицей стал Мемфис, и окончательно оформилась и закрепилась власть фараона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...