Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Древние цивилизации / Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии / Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Страница 16

Бронзовая статуэтка молящегося из Ларсы

Видимо, такая власть часто была не по нутру бедному люду, и тот изгонял богачей и царей из их особняков, захватывал их сокровища и имущество. Об этом говорится в поэме «о невинных страдальцах», или «Вавилонской теодицее» (XI в. до н. э.). В ней жрец Эсагил-кини-уббиб жалуется на судьбу: «В жалкое рубище одет царевич – в роскошный наряд облачен сын бедняка и голодранца. Кто солод стерег – золотом владеет, кто мерой червонное мерил – тяжкую ношу таскает. Кто ел одну зелень – пожирает обед вельможи, а сыну почтенного и богатого – дикий плод пропитанье!» Теме посвящен и аккадский философский трактат «Да прославлю я владыку мудрости» (II тыс. до н. э.). В обращении к всесильному богу Мардуку автор выражает недоумение: почему же бог вавилонян допускает, чтобы «лучшие люди страны» страдали. Схожий сюжет прослеживается и в египетской литературе (в «Речи Ипусера».) У иудеев подобные же темы часто встречаются в Библии (вспомните образ Иова и все его мучения). Мардук в виде царя (у ног его Тиамат)

Мардук в виде царя (у ног его Тиамат)

Причина бедствий в том, как нам думается, что в Вавилоне отсутствовали твердые этические нормы и правила. Власти не удалось выработать здоровую этическую систему. Люди просто перестали следовать разумным канонам, освященным нравственным авторитетом. Древние законы шумеров и ассирийцев закрепляли в обществе и семье права и обязанности членов. Они гласили: «Если сын скажет отцу: «Ты не отец мне!» – то его клеймят, заковывают его в кандалы и продают за деньги. – Если сын скажет матери: «Ты не мать мне!» – то его лицо уродуют клеймом, удаляют из дома и изгоняют из города. – Если отец скажет своему сыну: «Ты не сын мне!» – то последний должен оставить дом и его усадьбу. – Если мать скажет своему сыну: «Ты не сын мне!» – он должен удалиться из дома и хозяйства. – Если жена покинет мужа, сказав: «Ты мне не муж!», ее бросают в канал». Бывало и тогда, что жены пренебрегали своими обязанностями по дому. Муж жалуется в эпиграмме: «Моя жена в храме, моя мать внизу у реки, а я здесь умираю с голоду». Моральные требования и правила новые поколения просто отбросили как ненужные. В такой общественной системе, где никто никому не доверяет, все ненавидят друг друга. Такая система обречена на неминуемую гибель…

Страницы: 11 12 13 14 15 16 

Смотрите также

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...