Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Древние цивилизации / Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии / Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Страница 15

Царь-божество Ваал (Баал)

Первые банкиры еще не называли себя так. Видимо, возникновение «домов» было неизбежно и диктовалось экономическими условиями. При Навуходоносоре глава царских торговцев при дворе царя носил имя Ханнуну, т. е. Ганнон, а Вавилон был включен в разветвленную торговую сеть Нововавилонского царства. Они не довольствовались ролью денежных воротил, часто выступая в роли работорговцев. Представители дома Эгби поставляли рабынь в публичные дома. «Эти банкирские семьи, в которых браки заключались по расчету, все более разветвлялись и усиливали свою власть». Кстати говоря, они же первыми запустили в действие и механизм банкротства. С его помощью они ловко обчистили многих кредиторов, которые им доверились, подобно тому, как это делали герои пьес А. Островского и как это делают ныне «герои бандитского капитализма» в современной России.

Влиятельные круги Вавилона быстро вошли во вкус ростовщичества. Ростовщичество стало главным средством их обогащения: «бедные стремились быть богатыми, богачи боялись разориться». Положение торговца или ростовщика более предпочтительно, дело ясное, нежели положение обычного труженика. Во «Второзаконии» сказано: «Иноземцу отдавай в рост, брату твоему не отдавай в рост». Не зря же в вавилонском Талмуде (трактат Бава Меция) говорится о позиции продавца: «Я не верю рабочему и с клятвой, я утверждаю, что он – злоумышленник, и никто не имеет права заставить меня против моей воли верить клятве человека, если я не имел с ним дел ранее; я ведь не давал ему до этого ни в долг, ни на хранение, не договаривался с ним ни о чем». Талмуд косвенно поощряет и тех, кто намерен был присвоить чужое имущество. Он четко ориентировал евреев на принцип: «Того, кого подозревают в намерении присвоить чужое имущество, нельзя подозревать в том, что он способен принести сложную клятву». Душу умершего ростовщика готовы взять грифоны

Душу умершего ростовщика готовы взять грифоны

У вавилонян в ходу была поговорка: «Отныне деньги делают человека, а у бедняка нет и чести». Как видите, появился особый класс, ничего не производящий, но привыкший получать колоссальные прибыли. Это не всегда благоприятствовало росту экономики Вавилона. Ведь его богатство росло на крови тружеников и рабов. Богатые вавилоняне имели несколько десятков рабов (а порой и более 100). Банкиры и ростовщики имели их еще больше. Одна семья Эгиби имела более 200 рабов. И хотя Хаммурапи хотел уничтожить ростовщичество (документы из Тель-Сифры), но он не смог этого сделать. Основанное им государство просуществовало 150 лет и затем пало и исчезло. Межевой камень Навуходоносора I. Вавилон. XII в. до н. э.

Межевой камень Навуходоносора I. Вавилон. XII в. до н. э.

С развитием земледелия, укреплением рабовладельческих и товарно-денежных отношений в городах Месопотамии усилилось социальное расслоение. Положение простого народа всегда резко отличалось от положения царей, чиновников, знати и купцов. Бедняки жили в домах площадью не более 30 кв. м, тогда как богачи, как и ныне, занимали роскошные дворцы, порой до 1600 кв. м. Больше становилось подневольных работников (бедняки, разорившиеся общинники, пришельцы из других мест, рабы, преступники, наконец, даже часть мелких производителей). Жизнь их была тяжела и безрадостна, о чем говорят и пословицы: «Бедняку лучше умереть, чем жить: если у него есть хлеб, то нет соли, если есть соль, то нет хлеба, если есть мясо, то нет ягненка, если есть ягненок, то нет мяса». Еще более показательна такая: «Бедному лучше быть мертвым, чем живым». Вероятно, многим беднякам приходилось расплачиваться за долги, отдавая в услужение и рабство детей. Так, одна из поговорок гласила: «Богач живет своими доходами, бедняк – ценою своих детей» (т. е. за счет продажи их в рабство). Поэтому в вавилонской литературе столь популярна тема людских страданий. Бронзовая статуэтка молящегося из Ларсы

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...