Злаки и плевелы в наследии эллинов
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Злаки и плевелы в наследии эллинов
Страница 27

П. Брейгель. Война сундуков и копилок. 1568 г.

Можно и нужно восхищаться жизненной энергией греков, великими, гениальными творениями ее скульпторов и поэтов, философов и историков, инженеров и врачей. Но не сделайте роковой ошибки, приняв их достижения как некий политический эталон, как тот образ государства, к которому следует стремиться… Если хотите оставаться на почве реальности, а не поддаваться искушению мифов (во всех иных отношениях прекрасных), постарайтесь понять одно. Греческая республика – это демократия империалистического толка. Она внешне привлекательна и гуманна, но на поверку безжалостна и преступна. Мы с вами убедились в ходе повествования в том, что демократические государства Древней Греции (полисы) не могли жить без войны. Война для них столь же естественна, как она естественна для Америки. И там и тут всем заправляют деньги. Люди превратились в диких животных (в хитоне или фраке – не играет особой роли). Платон по возвращении из путешествий (с некоторым даже удивлением) вынужден был заметить, что сократовские мечты о некоем справедливом мире – блеф. Мир представляется ему большим пастбищем, на котором толпятся орды животных, называемых людьми. Они готовы перегрызть горло друг другу, затоптать любого за жирный кусок. «Постоянно, уткнувшись в землю, как животные, или склонившись над столом, они обжираются пищей или же, споря по поводу того, кому больше достанется этих наслаждений, они набрасываются друг на друга, лягаются, сталкиваются лбами и убивают друг друга рогами и копытами, дабы удовлетворить свое ненасытное вожделение». Мы друг другу восторженно говорим: «Ах, Сократ, ах, Платон, о Солон, о Геродот!» Но ведь уже при жизни Платона страшный экономический кризис потряс Афины. В начале IV века до н.э. «славные Афины» превратились в обитель нищих, в «город уныния», в центр обездоленных. П. Ф. Мола. Разбойник-пират. XVII в.

П. Ф. Мола. Разбойник-пират. XVII в.

Всюду царят запустение и разруха. Денег в казне нет. Снабжение затруднено, «на полках магазинов» хоть шаром покати. Демосфен описывает жителей Пирея, что толпятся на Большом рынке «для получения пайка в полсетье ячменной муки». Народ выходит из себя и ненавидит политиков. Значительная часть его голодает. Чиновники живут только за счет взяток. Транспорт перехватывают пираты. Афины почти в блокаде, окруженные со всех сторон теми, кто их ненавидит и является их конкурентом в торговле. Как только рухнула гегемония Афин, ее данники тотчас отшатнулись от нее и норовят побольнее укусить вчерашнего «Большого Брата». Конечно, мы вправе сказать: Афины получили то, что заслужили, развязав империалистическую войну. Но справедливости ради надо бы заметить, что все без исключения рвали друг друга на части (Афины, Спарта, Фивы, Коринф, Персия, Филипп и Александр Македонский, Рим и т.д.). Нельзя воевать против всего мира? Но именно это и демонстрируют все участники описываемых событий. А в итоге Афины и Спарта не выдержали чудовищного напряжения – и надломились. Крестьянин с быком

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...