Злаки и плевелы в наследии эллинов
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Злаки и плевелы в наследии эллинов
Страница 29

Мы уже не говорим о ненависти спартанцев к илотам. Лакедемоняне коварно и подло завлекли в западню 2000 илотов (под предлогом дарования им свободы). В самой Спарте тиран Набис, истребляя противников, решил изгнать всех богатых граждан. Так и сделал, роздав их имущество своим верным наемникам. Понятно, что Греция при такой ситуации просто не могла рассчитывать, что свободу удержит своими силами. Она вынуждена была обратиться к варягам. Призвали на помощь властителя части Азии, Деметрия Полиоркета (род. в 336 г. до н.э.), ставшего протектором Коринфского союза. В 294 году до н.э. он уже был царем Македонии. Избавив Афины от другого завоевателя, Кассандра, тот обосновался в Акрополе, в храме Парфеон. Царь даже изволил шутить, говоря, что Афина – это его старшая сестра, позволяющая делать все, что ему захочется. Храм богини-девственницы стал напоминать развеселый притон, где дни и ночи напролет толпились флейтисты, льстецы, гетеры, откуда по вечерам были слышны пьяные крики, музыка и песни. Здесь решалась судьба Греции – и боги равнодушно взирали на сей позор.

Ранее говорили о том уважении, с которым древние греки относились к богам. Говорилось о том, что порой они уделяют внимание делам земным и небесным. Разумеется, их любили и почитали, как любим мы старые привычные вещи, как любят дети свои игрушки, прежде чем, вдоволь наигравшись, сломать их и бросить. Солон приобрел известность в Элладе речью, в которой он требовал охранять дельфийский храм и не позволять жителям Кирры издеваться над оракулом. Но в глубине души, будучи трезвыми и разумными людьми, греки не очень-то верили им. Софокл в одной из своих трагедий («Филоктет») устами героя прямо заявляет:

Я так и знал: не погибает злое, —

Нет, боги покровительствуют злу.

Им любо плута тертого, лукавца

Нам из Аида возвращать! А честных,

Достойнейших знай гонят

в царство тьмы!

Что тут сказать? Как восхвалять

богов?

Я их хвалю, но вижу: дурны боги!

Поэтому, когда, к примеру этоляне, захватили общегреческие святилища Дий, Додону, они, не колеблясь, безжалостно разграбили и сожгли храм, где столько веков благоговейно молились перед алтарями их предки. Вождя грабительского похода не только не осудили и не признали нечестивцем, но даже превозносили как доблестного мужа и славного героя. Или же приведу другой пример. Властитель Сиракуз Дионисий отправляет на кораблях изваяния из золота и слоновой кости в Олимпию и Дельфы. Сей священный груз предназначен богам и храмам. Однако афинский флот под командованием стратегов Тимофея и Ификрата по-пиратски настигает в море сиракузские корабли и овладевает ими. Не зная, как поступить с захваченной добычей, Ификрат все же направляет запрос в Афинское народное собрание. Какой совет дает ему собрание граждан? Казалось бы, греки должны свято почитать богов соотечественников. Афиняне приказывают ему не умствовать и не заниматься религиозными рассуждениями. Пусть лучше подумает над тем, как накормить воинов. Вняв мудрому совету, Ификрат продает с публичных торгов драгоценности, принадлежащие богам, пуская в ход золотые изделия в общем-то для благородной цели – обеспечения воинов, сражающихся за Афины. Конечно же, Дионисий при этом возмущается и даже горько упрекает афинян за то, что они «кощунственно оскорбили величайших богов – Аполлона Дельфийского и Зевса Олимпийского». А разве не так же будут упрекать и революционеров в России, пустивших драгоценности и золото церквей на развитие и индустриализацию. Они понесли в дальнейшем наказание. Гнев богов привел к краху безбожной власти. Те хотя бы отдавали народу награбленное, нынешние революционеры все взяли себе. Развалины храма в Дельфах

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Смотрите также

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...