Вершины греческой философии
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Вершины греческой философии
Страница 27

О платоновской Академии как о высшей школе говорят с момента ее образования. О Ликее же как о философской школе в собственном смысле слова правильнее вести повествование с 322 года до н.э. (после смерти Аристотеля). Платон после приобретения Ликея всю жизнь провел в Афинах, тогда как Аристотель прожил здесь недолго и считался чужаком. Ликей и Академия имели существенные различия, и не только в доктринах, но в устройстве и в обычаях. Эти соперничающие высшие школы имели также и разных божественных покровителей. Ликей издавна был связан с именем Аполлона. Здесь находился храм Аполлона Ликейского. В Академии же поклонялись иным божествам – Афине, музам, герою Академу, Прометею. Более подробно о различиях между Ликеем Аристотеля и Академией Платона можно прочесть в интересной книге А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи «Платон. Аристотель».

И тут и там имелись старинные гимнасии, сады разума (перипаты), где два эти философа вели ученые беседы с учениками. Академия находилась к северо-западу от Афин, в шести стадиях, за Дипилонскими воротами, а Ликей – к востоку от Афин, вблизи городских стен у Диохаровых ворот, там, где били источники с освежающей жар бесед родниковой водой. Возможно, что дух Аполлона и Афины всякий раз появлялся над садами разума, когда музыкант настраивал кифару, а философ одерживал блистательную победу над невеждами. Уж не этот ли момент и был изображен на картине Б. Спрангера «Минерва побеждает невежество»? Будильник Платона

Будильник Платона

Академия Платона была в высшем смысле слова «школой». Путь к ней, возможно, вызывал легкий трепет в сердцах учеников, когда они, поднявшись по будильнику, шли на занятия Дорога была обрамлена каменными стелами, воздвигнутыми в честь выдающихся героев и храбрецов, сражавшихся за свободу родины. Главой школы или схолархом вначале являлся сам Платон, но затем руководители школы будут меняться. Академия будет называться первой, второй, третьей. В стенах Древней Академии главное внимание уделялось математике и астрономии. Перед входом в здание учеников встречала надпись: «Негеометр сюда да не войдет». Это свидетельствовало не только о величайшем уважении Платона и его соотечественников к математике, но и о точности мышления. Название школы восходит к имени афинского гражданина Академуса, уступившего свой сад Платону для бесед с учениками. Ученики шли сюда по своей доброй воле. Высшее знание невозможно без свободы выбора. В эпоху античности даже возник афоризм: «Мудрый ничего не делает против своей воли». Капитель

Капитель

По примеру пифагорейцев, живших строгими общинами, ученики в Академии вели жизнь почти что аскетическую: спали мало, бодрствуя и размышляя в тишине. На занятия все собирались «по свистку», так называемому «будильнику Платона». Иногда устраивались совместные трапезы. Мяса «академики» не ели, считая, что оно возбуждает чувственные страсти. Из другой пищи ученик обычно довольствовался фруктами, овощами, молоком. В области духа вкушали чистые помыслы. В Академии наряду с учителями преподавали помощники из числа окончивших ее опытных учеников. Изучали философию, математику, астрономию, естественные науки и литературу. Иные, например, Аристотель, увлекались изучением природы. Последний провел в стенах Академии 20 лет, затем открыл свою научную школу – Ликей. Аристотель в утренние часы читал лекции для избранного круга слушателей. Послеполуденные занятия предназначались им для менее подготовленных слушателей. Тогда же юноши занимались спортом. Инфибуляция в палестре. V в. до н.э.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Смотрите также

Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему – Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории. Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами широты и ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...