Вершины греческой философии
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Вершины греческой философии
Страница 26

Фрагмент Афинской Академии. Статуи Сократа и Аполлона

Многие отмечали, что самое верное понятие о личности Платона дают его труды, и прежде всего его «Государство» и «Законы». Первые два произведения – альфа и омега политической мысли древних греков. Платон проводит в них важную мысль: «Я был неотвратимо приведен к убеждению… что беды государства не прекратятся до тех пор, пока раса подлинных, чистых философов не придет к власти…» Это говорит, что автор осуществлял жизненный идеал Сократа: научное исследование сполна проникнуто серьезностью нравственного стремления, которое должно осуществиться в государстве. В просветленной красоте их композиции и в законченной тонкости их языка виден художник, который, стоя на высоте развития своего времени, облек современные ему идеи в форму, далеко их превосходящую. Они представляют собой (за исключением Апологии) диалоги. Его письма – не столько ученые трактаты, сколь художественные произведения, эстетические размышления, в которых научные происшествия, имевшие место, передаются в несколько идеализированной форме.

Об этом говорится и в платоновских «Соперниках», где сказано, что философ должен постоянно изучать «нечто одно – и в молодости и в старости, – дабы познать как можно больше». Сократ, правда, говорит, что философ не должен быть «подобен многоборцу, не достигшему совершенства, и претендовать всегда лишь на второе место в этом искусстве, будучи бесполезным всегда, когда присутствует кто-либо из таких мастеров». Философия – «отнюдь не многознание и не суетное ремесленничество». Политикам может быть труднее, чем философам. Ведь те должны изучать не «одно», а «многое». И вовсе не для того, чтобы «стать многоборцем», а чтобы уметь грамотно, разумно и квалифицированно оценить ситуации, решения, предложения, проекты и т. д. Не «многоборцем», «многоведцем» должен он быть. Афинская школа. Платон и Аристотель

Афинская школа. Платон и Аристотель

Платон создавал умозрительное идеальное государство, ибо в те времена таковое могло существовать лишь в идеале. Естественно, что в своем конструировании его основ он не мог обойтись без мифа. Он был уверен, что и массы не могут обойтись без мифов. Мифы – это духовные опоры их существования. Жизнь сурова, жестока, а поэтому приходится верить в лучшую жизнь, судьбу, в возможность идеала. Надо признать, что он невысокого мнения об интеллектуальных способностях масс. Если люди верят в Кадма или в зубы дракона, из которых якобы вырастают воины, то они поверят во что угодно («Законы»). Поверят даже в то, что счастье и прекрасное будущее могут вырасти из обещаний политиков. Ослы… Скорее уж во льдах севера расцветут финиковые пальмы, созреют дыни и клубника, чем слова иных нынешних политиков, их обещания воплотятся в реальность. Греческий философ полагал, что народу достаточно выразить хотя бы некое правдоподобие, и тот уже готов «удовольствоваться правдоподобным мифом, не требуя большего». Он считал, что миф можно «перенести в действительность» с помощью воли правителя. Проект его идеального государства был мифом, не мог не быть им. Хотя он творит миф не о прошлом, но о будущем, создавая в идее своего рода воспоминание о будущем. Афинская школа. Платон и Аристотель

Афинская школа. Платон и Аристотель

Эллада, как вы знаете, прославилась знаменитыми школами Сократа, Платона, Аристиппа, Аристотеля. В философских форумах или духовных академиях ученики и учителя блистали красноречием. Тут совершенствовались в мудрости. «Ликей» производят от корня «лик» (lyc), отсюда «ликос», т.е. «волк». Известно, что боги часто представлялись в виде животных (Аполлон Ликейский в Малой Азии и Зевс Ликейский в Афинах). Иногда этимология слова «ликей» возводилась к «левкос» (leycos), что означало «светлый» или «белый». Вначале Ликей был обычным местом для верховой езды всадников. Неподалеку обычно находился гимнасий. Среди создателей гимнасиев называют Ликурга и Перикла. Ликей существовал задолго до Аристотеля (за 100 или даже за 200 лет до того). Основатели философских школ в V веке до н.э. вели беседу с учениками и коллегами в так называемых «Садах разума» (перинатах, при гимназиях), где и шло преподавание. В дальнейшем эти сады разума и станут отождествлять со словом «школа» (по-гречески – «схолэ»).

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Смотрите также

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...