Вершины греческой философии
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Вершины греческой философии
Страница 21

Г. Доре. Пророк Илия вызывает огонь с неба

Сократ в «Диалогах» Платона великолепен. Тут настоящая россыпь драгоценных мыслей и идей. Возможности говорить о них подробно нет, да и лучше Платона это вряд ли кому-либо удастся. К тому же их обязательно надо одолевать самому, как одолевает альпинист сияющую в лучах солнца горную высь: лишь пройдя путь до пика самостоятельно, узреешь волшебную красоту неба, гор и земли. Для этого нужно упражняться в искусстве мысли постоянно, имея верные ощущения своих способностей, правильное видение людей и жизни. Поэтому Сократ учил: «Увидь самого себя!» Молодым и зрелым людям, что решились встать на государственную стезю и службу, он, беседуя с Алкивиадом, советует: «Прежде всего упражняйся, мой милый, учись тому, что следует знать, чтобы взяться за государственные дела. А до этого – (даже) не берись, чтобы не лишиться противоядия и не попасть в опасное положение». Сократ настроен критично как в отношении самоуверенных претендентов на пост государственных лидеров, так и в отношении все того же народа, говоря, что народ «на вид очень хорош, но надо сорвать личину, чтобы он предстал в своем истинном свете; прими же предосторожность, какую я тебе посоветовал». Порой он напоминает пророка Илию, вызывающего огонь с неба.

Хотя среди его учеников были разные люди. Его ученик Аристипп основал у себя на родине, в Северной Африке, школу. В ней он учил тому же, чему учили и его: образованность дает человеку ощущение наивысочайшего блаженства. Правда, он поменял местами блаженство и образование, поставив наслаждение и любовь на первое место. Так он завоевал огромнейшую популярность. Афинская молодежь в жажде радостей земных охотно платила учителю, благословившему ее на подвиги на этой ниве. Гедонист Аристипп презрел принцип Сократа – ни от кого не брать денег за обучение. Богатая молодежь готова была платить учителям и гетерам, сделав девизом эпиграмму Асклепиада и восторженно ей вторя:

Брось свою девственность.

Что тебе в ней? За порогом Аида

Ты не найдешь никого, кто полюбил

бы тебя.

Только живущим даны наслажденья

любви; в Ахеронте

После, о дева, лежать будем мы —

кости и прах…

Сократ ничего не имел против любовных забав… Ведь он и сам когда-то был молодым. Но у старости уже свои заботы. Правда, к чести Аристиппа, тот не забыл своего учителя и послал ему с гонцом двадцать мин. Две тысячи драхм серебром – это целое состояние, которое обеспечило бы ему и жене Ксантиппе их старость. К тому же жена его очень больна и деньги нужны были позарез. Как оценить сей дар небес? Хоть Аристипп друг, а деньги – луч надежды, но истина дороже… И Сократ отверг щедрый дар, возвратив этот поистине царский подарок его владельцу. Ведь принять деньги значило бы нарушить свой принцип – никогда не брать ни драхмы за обучение и воспитание юношей! Слушатель пытался, было, возразить Сократу, ссылаясь на трудные времена, переживаемые страной. Сократ ответил, что ведь они и раньше жили ничуть не легче. Ничего страшного. Главное – это жить по совести. Кстати, когда Кристобул как-то в разговоре предложил ему оценить его состояние, Сократ заметил, что за его дом («со всем, что у меня есть») вряд ли можно было бы дать более пяти мин. Сумма весьма скромная (ведь у того же Кристобула – в сто раз больше). Всегда бывший непривередливым и скромным в желаниях, Сократ считал, что ему вполне хватает его средств и что у него все есть в достаточном количестве. Сократ и Диотима

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Смотрите также

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...