Начало Нового времени
Империя тюрков / Османская империя / Начало Нового времени
Страница 5

Осенью 1515 г. без малейшего сопротивления Селим I захватил столицу шаха Исмаила. Вскоре после этого янычары подняли мятеж и отказались продолжать наступление. Тимариоты тоже не хотели идти дальше, так что Селим I скрепя сердце отдал приказ возвращаться домой через Эривань и Карс. Персы опять заняли Тебриз. Впрочем, турки закрепились в верховьях Евфрата.

Селим I вывез из Тебриза огромную военную добычу, в том числе личную казну шаха Исмаила, а также отправил в Стамбул тысячу лучших иранских мастеров для обслуживания двора и турецкой знати. Привезенные тогда в Изник иранские мастера положили начало производству в Турции цветной керамики, которая использовалась при строительстве дворцов и мечетей Стамбула, Бурсы и других городов.

Что касается тюрков-мамлюков, то международный престиж Египта в течение XIII–XIV вв. был весьма высок. Правители Египта претендовали на главенствующее положение в мусульманском мире. С XIV в. приток тюрок в Египет прекратился. Но к тому времени увеличился приток черкесов-рабов. Оставшиеся тюрки постепенно ассимилировались с местным населением, все это привело к тому, что в конце XIV в. тюркскую династию сменила династия черкесов. Первым черкесским султаном Египта стал Захир Сайф ад-дин Баркук (1382–1399 гг.). С этого времени наступило ослабление египетской армии, что уже исключало возможность крупных кампаний. Наиболее значительной операцией за все время правления черкесской династии было взятие в 1426 г. острова Кипр – прибежища европейских пиратов. Это событие пришлось на время правления Ашрафа Сайф ад-дина Барсбея (1422–1438 гг.), известного также своей жесткой политикой в области внутренней и внешней торговли. Военные действия в конце XV – начале XVI в. против португальских и испанских крестоносцев, активизировавшихся на захвате земель в Северной Африке, не принесли успехов.

Со всей очевидностью выявилась неспособность мамлюков противостоять Западной Европе. «Султан ислама» оказался не в состоянии защитить жизнь, имущество и саму религию мусульман. Более того, как покровитель священных городов, он не смог обеспечить безопасность хаджа. Сотни паломников попали в руки португальцев. Другие стали жертвой насилия бедуинов во время хиджазского восстания (1502–1508 гг.). В 1503 г. Мекка подверглась разгрому, который современники сравнивали лишь с бесчинствами карматов. В 1506 г. впервые при мамлюкской власти хадж был временно остановлен. Мир ислама был потрясен. Со всей остротой встал вопрос о том, кто может и должен считаться истинным имамом времени и главой мусульманского мира.

До падения Константинополя в 1453 г. османские правители признавали религиозно-политический приоритет мамлюков как вселенских руководителей ислама и отводили себе скромную роль «фронтовых беев», защищавших общие границы всех мусульман. Мамлюки со своей стороны рассматривали их действия как часть общемусульманского дела. Взятие Константинополя было отмечено в Каире как победа всего мусульманства.

Положение в корне изменилось, когда после взятия Константинополя Мехмед II принял титул султана. Принятие султанской титулатуры символизировало переход османов к великодержавной политике. Она должна была подчеркнуть новую мировую роль Османского государства.

Великодержавная политика Мехмеда II привела к резкому ухудшению османо-мамлюкских отношений. Борьба за гегемонию, прежде всего за первенство в мусульманском мире, стала основной и главной причиной османо-мамлюкского конфликта. Первым открытым проявлением османо-мамлюкских противоречий был дипломатический скандал, разразившийся в 1463 г., когда османский посол отказался пасть ниц перед повелителем Египта. В 1464 г. борьба претендентов в Коны и вопрос о караманском наследии привели к первому крупному политическому столкновению. Взятие Коны и присоединение Карамана в 1468 г. к османским владениям положили начало широкой конфронтации. Каир и Стамбул стали местами политического убежища для опальных сановников противоположной стороны. Многие из них получали помощь для борьбы со своими правительствами. В 1484 г. османы совершили поход в Черкесию и разгромили основные центры пополнения мамлюкских дружин.

С 1502 г. началась конфронтация Османов с Сефевидами. Османы были в трудном положении и мамлюки могли бы оказать им помощь в борьбе против Сефевидов – их общего врага. Как глава суннитского ислама, Кансух ал-Гури обязан был предпринять поход против кызылбашей. Однако он предпочел занять позицию стороннего наблюдателя и оставил Османское государство один на один с Сефевидами. При этом мамлюки рассчитывали уничтожить одного врага руками другого, а затем выступить в роли спасителей суннитского ислама.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...