Возрождение Османов. Падение Константинополя
Империя тюрков / Османская империя / Возрождение Османов. Падение Константинополя
Страница 1

Османам понадобилось лишь девять лет для того, чтобы восстановить свою империю после темуридского нашествия. Некоторые тюркские историки этот период считали междуцарствием, некоторые – царствованием Сулеймана I. Все прошло удивительно легко и гладко, несмотря на восстановление анатолийских бейликов, несмотря на войны между сыновьями Баязеда и народное движение, возникшее в районе Айдика под предводительством Махмуда Симавнали.

В 1413 г. младший сын Баязеда Мехмед был возведен на трон как султан Мехмед I (1413–1421 гг.). Он избавился от своих братьев и заключил союз с Византией. Мехмед располагал поддержкой двух могущественных сил: анатолийских беев, которых его отец настроил против себя и власть которых восстановил Темур, и янычар, в первый раз в османской истории оказавших влияние на внутренние дела, чтобы поддержать Мехмеда I как «наиболее справедливого и наиболее добродетельного из османских принцев». Итак, после периода беспорядков и подрывающей единство децентрализации наиболее сильные элементы одержали верх. Центральная власть была еще раз установлена, и Османское государство обрело единство в лице Мехмеда I.

За восемь лет его правления Османская империя была поставлена на прочную основу, вернувшись к прежним единству и мощи.

Мурад II (1421–1451 гг.) по сути своей был мирным человеком и искал мира для своей страны. Однако в Европе османам теперь противостояли две державы – Венгрия и Венеция, оспаривавшие у них право владеть осколками Византийской империи.

После Византии бастионом христианского мира против поднимающейся волны турецкого ислама выпало стать Венгрии. Венгры мечтали о панславянской империи, которая включала бы Константинополь, венецианцы стремились окончательно закрепить свое господство на море.

Мурад долго и безуспешно осаждал Константинополь, совершил неудачный поход на Белград, не смог справиться с новым крестовым походом, в котором вокруг Яноша Хуньяди, военачальника Венгрии, объединились венгры, поляки, немцы, венецианцы, албанцы Скандер-бега, и был вынужден заключить невыгодный мир в Сегеде (1444 г.). Тогда он решил отречься в пользу своего сына. Но христиане совершили ошибку – неожиданно нарушили перемирие. Тюрки же сохраняли верность принципам предков, для которых клятва соблюдать мир была священной. В этой ситуации Мурад спешно возвратился и разгромил крестоносцев в Варне, затем довершил разгром во время второй битвы в Косово (1448 г.). После чего он мог умереть спокойно: у Европы не осталось никакой надежды спасти Византию. Мурад старался сделать все возможное для Османской империи, чтобы поражение Баязеда больше не напоминало о себе.

Теперь, когда в пределах границ империи единство Османского государства было восстановлено, Мурад предпринял шаги к тому, чтобы достичь создания сильного централизованного управления. Он увеличил численность и расширил сферу деятельности корпуса янычар в качестве его главного инструмента, отныне набиравшегося не только из юношей, захваченных в бою, но и среди местного христианского населения в различных провинциях страны. Достигнув численности почти в семь тысяч человек, янычары теперь в качестве опоры государственности поддерживались сипахами, или собственной кавалерией султана и корпусом военных чиновников, будучи все одинаково рабского происхождения.

Потребность в пополнении постоянного войска была особенно велика, поскольку османское правительство видело в нем важнейший инструмент укрепления сильной центральной власти и совершения новых завоевательных походов. Десятки веков шла миграция тюрков из Великой степи в Среднюю, Переднюю и Малую Азию. И несмотря на беспрерывные войны, тюрки, как море, заливали и покоряли эти пространства. К XV в. миграция тюрков в Малую Азию прекратилась, и этот источник иссяк, поэтому османское правительство начало интенсивно увеличивать численность войск за счет балканских народов.

Мехмед II Завоеватель (1451–1481 гг.), родившийся при зловещих обстоятельствах – во время чумы, которая унесла жизни двух братьев его отца, – имел несчастливое детство и не лучшее воспитание. Он был третьим сыном у отца, отдававшего предпочтение двум его старшим братьям – Али и Ахмеду – и не рассматривавшего его в качестве возможного наследника трона. Более того, матери каждого из братьев были женщинами достаточно благородного происхождения и положения в обществе, тогда как мать Мехмеда была девушкой-рабыней предположительно христианского происхождения. Но старшие братья Мехмеда умерли преждевременно.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...