Мавераннахр во II половине XIV в.
Империя тюрков / Империя Амира Темура / Мавераннахр во II половине XIV в.
Страница 2

В 1346–1347 гг. эмир караунасов Казган убил хана чагатаидов Казан-хана и сам сел на престол. Казган не пытался установить полную власть над улусом, он довольствовался титулом эмир и держал при себе марионеточного хана из чагатаидов, дабы оправдать свое правление. В этот период улус Чагатая был разделен на две группы племен: южную и северную. Южная группа включала караунасов, арлатов, апардов и куттуланов. Это была довольно сплоченная и сильная группа. Северная группа состояла из ясауров и старых улдусских племен: барласов и джалаиров. Племя сельдусов колебалось между двумя этими группами. Когда к власти в улусе пришел Казган, южная часть улуса одержала победу и сохраняла свое преимущество до прихода Темура (1370 г.). Казган был у власти двенадцать лет – до 1357–1358 гг., но неизвестно, в какой мере ему были верны северные племена.

Благодаря энергии Казгана эта страна, которая официально была монгольским ханством, но на деле тюркской конфедерацией, вновь начала играть видную роль в Центральной Азии.

В другом ханстве, Моголистане, правил Туглук Тимур-хан, принадлежавший ветви Чага-тая, который держался на троне благодаря силе и коварству. Этот властитель, энергичный и ловкий, решил восстановить великое ханство своего предка. С целью подчинения себе Мавераннахра Туглук Тимур и его подданные приняли ислам. Его решительные действия в этом направлении сдерживали лишь только авторитет и могущество его соперника – эмира Казгана.

В 1357 г. Казган был убит сыном Боролдая, бывшего эмира караунасов, обидевшегося на то, что ему не дали командовать войсками отца (туменом Боролдая). На смену Казгану пришел его сын Абдаллах, более амбициозный, чем его отец: он мечтал распространить свою власть и на северную часть улуса. Историки описывают отрицательную реакцию северных племенных вождей на притязания Абдаллаха. В период правления Казгана Абдаллах предпринял поход на Хорезм. Об этой экспедиции сообщалось неодобрительно, очевидно, Казган в свое время был против нее. Абдаллах решил перенести свою столицу в Самарканд, несмотря на предупреждения его советников о том, что не следует покидать насиженные места. Он убил марионеточного хана отца Буян-Кум и заменил его другим. Эти необдуманные поступки стоили ему власти. В 1358–1359 гг. Хаджи Барлас и Байан Сельдус изгнали его, убили его братьев и его хана. Абдаллах скрылся у караунасов и вскоре умер.

Рассматривая причины свержения Абдаллаха, хроники подчеркивали совершенное им убийство хана, назначенного его отцом. Однако убийство марионеток воспринималось и прежде довольно легко: и Казган, и впоследствии Темур проделывали это без серьезных для себя рецидивов. Возможно, что решающим толчком для его падения было решение Абдаллаха перенести столицу в Самарканд. Расправившиеся с ним Байан Сельдус и Хаджи Барлас имели земли рядом с Самаркандом. Хаджи Барлас квартировал в Кеше, Байан – в Шадмане. Перспектива появления рядом с их областями центрального правителя с большим отрядом воинов-караунасов была им не по душе. Также им не нравилось абсолютное правление над регионом, который был ханским, и землями, контролируемыми племенами, которые не были близкими союзниками караунасов. Северные племена больше теряли, нежели приобретали от этого предприятия.

После смерти эмира Казгана в Мавераннахре не было сильного правителя. Страна находилась в состоянии полной феодальной раздробленности. По словам Низам ад-Дина Шами, в Мавераннахре в 50-х гг. XIV в. было несколько более или менее крупных владений, которые никому не подчинялись и враждовали между собой. Шами, перечисляющий эти владения, замечает, что каждый из владетелей, даже обладавший небольшой военной силой, держал себя по отношению к другим владетелям высокомерно, вследствие чего в стране не прекращались раздоры и смуты, а дела государственные приходили в полное расстройство.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...