Образование Узбекского ханства кочевых племенИмперия тюрков / Империя Чингисхана / Образование Узбекского ханства кочевых племенСтраница 4
При узбекских ханах существовали следующие государственные должности: аталыки – «дядьки», воспитатели царевичей, которые до совершеннолетия своих питомцев правили их уделом; служащие дивана – налогово-финансовое ведомство; ички – неотлучно находившиеся при ханах, руководившие дворцовой жизнью; верховный казий – заведующий религиозными и судебными делами; инаки – ханские советники; миршикар – начальник охоты; ясавулы – домашние слуги хана, одной из их обязанностей был сбор налогов и подсчет добычи, составлявшей долю хана; михманхудаи – отвечавшие за явку на августейшие собрания и их проведение; мубаширы – ханские вестовые; даруга – полномочные представители хана в завоеванных областях.
Войска кочевых узбеков сохранили в основном строй и принцип, что были при Чингисхане. Оно, прежде всего, было племенным ополчением, собираемым со всех владений, а при ханах и предводителях племен постоянно находились лишь несколько сот нукеров. Последние не только были воинами, но и выполняли различные работы в юртах своих господ. Во время походов узбеки уделяли серьезное внимание разведке, а узбекские ханы широко практиковали и шпионаж.
Деяния Абулхайра в создания сильного Узбекского государства кочевых племен вызывали миграции кочевников, уход из родных степей в чужие места, пленения в ходе военных операций. В этой связи представляет интерес тот факт, что стремление предотвратить анархию в пользовании даже необозримыми пастбищами испокон веков установило обычай кочевок обществами только одного рода, допуская в свои кишлаки из других родов лишь родственников по женской линии или бедняков, нанимающихся в работники. И потому даже сами пути кочевок были определены для каждого племени, и каждое имело свои определенные места для зимних стойбищ, летних и осенних кочевок. Разведчик того или иного племени, находя, например, не занятый никем колодец, ставил около него особый знак (копье или вещь, или чертил на земле тамгу своего племени, или клал рядом связанный пучок травы). Видя такой знак, другие уже не выбирали это место своим стойбищем. Если вожак кочующего общества выбрал место, не отметив его знаком, и уезжал для осмотра других мест, а по возвращении находил, что вожак другого рода занял это место, то заявление первого не принималось во внимание.
Если одновременно подъезжали два кочевника к облюбованному месту, то их спор, кому оно достанется, решался в пользу того, кто был почетным лицом или старшим по летам, а при равенстве того и другого принималось во внимание старшинство племени, рода или колена. На летние пастбища одного рода не допускались кочевники другого, а с хозяев скота, случайно забредшего на чужую территорию, взимались штрафы. Все это является ярким подтверждением того, что у кочевников, с их необъятными степными просторами, существовали свои определенные и строгие законы, направлявшие перекочевки, пользование колодцами и выпасами в определенных рамках неписаного и извечного степного кодекса (хотя, конечно, нарушения его бывали нередки). В этой связи легко себе представить, какой беспорядок вносило, например, передвижение победоносных племен Абулхайра из пределов Тобола и Ишима на юг к прибрежным равнинам Сырдарьи. Перемещение их кочевок на новые места в корне нарушало интересы бытовавших здесь кочевников, вносило расстройство в их жизнь и создавало атмосферу крайне напряженных и враждебных отношений между родственными по существу племенами улуса Шейбана и улуса Орды. С другой стороны, и побежденные ханы и ханы из того же Джучиева потомства весьма ловко использовали в своих интересах настроения притесняемых племен и родов и увлекали их в борьбу с более счастливым своим противником. В то время обижаемые роды лелеяли надежду поднять свое благосостояние, ограбив и разорив противника, потому что по исконно существовавшему степному праву все преступления суть только дурные проступки, и притом лишь в глазах обиженных, а с точки зрения тех, которые совершали эти проступки, они являлись геройством. Такова мораль степи.
Смотрите также
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...
Карты
Государство хуннских шаньюев
Эпоха сяньби и жуаньжуаней
Степные царства
Эпоха тюркских каганатов
Второй тюркский каганат
Эпоха уйгурского каганата
Кыргызски ...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...