Образование Узбекского ханства кочевых племен
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Образование Узбекского ханства кочевых племен
Страница 2

Хотя Абулхайр-хану пришлось вскоре покинуть Хорезм, ввиду эпидемии чумы, и спешно вернуться на просторы родных степей, тем не менее честолюбивое стремление подчинить своей власти и своему величию новые области заставило хана обратить внимание на владения джучидов, Махмуд-хана и Ахмед-хана, которые оказали ему неповиновение и проявили враждебность. На большом совещании подвластных Абулхайру глав узбекских племен было решено выступить походом против упомянутых ханов на их ставку в урочище Икри-Тур, по-видимому где-то в сырдарьинских степях. В этом походе принимали участие почти все эмиры со своими племенами, которые упоминались в начале правления Абулхайра. Ханы были разбиты и едва спаслись поспешным бегством, победителям же досталась богатая добыча. Победа предоставила Абулхайру возможность овладеть столицей кочевников Дешт-и-Кыпчака, Орду-Базаром, где в свое время была ставка хана Бату. Здесь, после прочтения молитвы во славу Абулхайра и чеканки монеты с его именем, «всем главам племен, принявшим участие в походе, были пожалованы лошади, верблюды и прочий скот, новые кибитки, боевые доспехи и оружие, а рядовым воинам – разного рода подарки; населению Орду-Базара, согласно историографам, было предоставлено место под тенью ханского покровительства и оказаны прочие милости и насаждение справедливости, а равно укорочены были руки тиранам и насильникам».

Кочевые племена Дешт-и-Кыпчака в XV в. были все еще сильны своей родоплеменной организацией, во главе которой стояла степная феодальная аристократия: ханы, султаны, огланы, бахадуры, беки и др. Три первые группы были чингисиды, иначе говоря, люди «белой кости». Что касается прочих, то они были представителями местной племенной аристократии, т. е. представителями верхушки «черной кости». Расширение сферы власти и влияния Абулхайр-хана вызывали недовольство отдельных глав племен, особенно тех, кто стремился к отделению, и урегулирование этой ситуации требовало особого внимания со стороны хана. Поэтому в течение последующих пятнадцати лет Абулхайр-хан не вел больших войн с целью расширения своих владений, а занимался внутригосударственным устройством.

Тем временем глава мангкытов Воккасбек, соединившись со степным ханом Мустафой, восстал против Абулхайра со своим племенем. Но Абулхайр-хан, опираясь на вождей племен киятов, йиджанов, кушчиев, кунгратов и т. д., разбил в бою на берегах Атбасара мятежников, обратив их в бегство. Около четырех с половиной тысяч мятежников было уничтожено, их имущество, скот, жены и дети со всеми родственниками и зависимыми от них людьми попали в руки воинов Абулхайра, все это было подсчитано и поделено между эмирами, начальниками и рядовыми участниками битвы «в зависимости от положения каждого из них».

В середине 40-х гг. XV в. Абулхайр-хан возобновил завоевательные кампании, предприняв поход на юг бывшего улуса Орды – крепость Сыгнак, опираясь на помощь своих сторонников, в числе которых были и мангкыты с мятежным главой своим Воккас-беком, помирившимся к тому времени с Абулхайром. Сыгнак сдался главе узбеков добровольно, а за ним последовало занятие таких присырдарьинских крепостей, как Ак-курган, Аркук, Сузак – все они были розданы в управление преданным лицам. Таким образом, Абулхайр отобрал у темуридов укрепленные города на Сырдарье от Сыгнака до Узгенда. Согласно Бартольду, столицей хан объявил Сыгнак.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...