Золотая Орда. СтановлениеИмперия тюрков / Империя Чингисхана / Золотая Орда. СтановлениеСтраница 5
В царствование Берке тюрко-монголы Золотой Орды по просьбе болгарского царя Константина Теша вмешались в балканские дела против византийского императора Михаила Палеолога. Ногай перешел через Дунай с 20 тыс. всадников. Михаил Палеолог двинулся им навстречу, но греки, прибыв к болгарской границе, при виде тюрко-монголов в панике разбежались. Их настигли и почти всех перебили (весна 1265 г.). Михаил Палеолог вернулся в Константинополь на генуэзском судне, а тюрко-монголы разграбили Фракию. В ходе этой кампании (зимой 1269/70 г.) Ногай освободил бывшего сельджукского султана Хосрова II, находившегося в Константинополе в «почетном» плену.
Михаил Палеолог осознал важность тюрко-монгольского фактора и отдал собственную дочь Евфрозину в жены могущественному Ногаю и отправил с ней великолепные шелковые ткани, впрочем, чингисид заявил, что предпочитает шелку бараньи шкуры. Союз, заключенный между Палеологом и Золотой Ордой, впоследствии очень помог первому. В одно время между ними и мамлюкским султаном Египта образовался настоящий тройственный союз, направленный одновременно против латинян (Карла Анжуйского, Венеции) и против Ирана.
Тем временем Берке завершил строительство нового города, также названного Сараем. Он располагался на восточном берегу Верхней Ахтубы. Старый Сарай Бату, однако, оставался официальной столицей Золотой Орды при Берке и его преемниках, вплоть до царствования хана Узбека (1313–1341 гг.), когда столица была перенесена в Новый Сарай.
Предполагаемая дата основания города – 1253 г., дата его разрушения Амиром Темуром – 1395 г. Еще в большей степени, чем бывшая хазарская столица, расположенная по соседству, он сразу приобрел важное коммерческое значение как место стоянки караванов, отправлявшихся в Центральную Азию и на Дальний Восток через Отрар, Алмалык, Бешбалык, страну тангутов, страну онгутов и Пекин. Берке и его преемники, ханы Узбек и Джаныбек, призывали в Сарай исламистов, ханефитов и шафеитов, которые завершили исламизацию страны.
Берке-хан умер в 1266 г. во время похода на Кавказ против хулагуидов, и гроб с его телом был отправлен в Сарай Бату, где его и похоронили.
Итак, сделаем выводы по периоду правления Берке-хана. В годы его правления в жизни Монгольской империи произошли крупные изменения. Перенос в 1260 г. столицы из Каракорума в Пекин превратил властелина империи из всемонгольского хана в китайского императора.
События эти привели к почти полному распаду Монгольской империи. Именно тогда можно было говорить о превращении Золотой Орды в самостоятельное государство.
С именем Берке связано не только строительство городской жизни в Поволжье, не только расширение и углубление торговой деятельности в Юго-Восточной Европе, но и тяжелая война с хулагуидами и согласованные с задачами войны дипломатические отношения с мамлюкским Египтом.
Между джучидами и хулагуидами началась распря, причиной которой был вопрос об Азербайджане, где очень высоко ценились пастбища. Берке-хан настаивал на присоединении Азербайджана к Золотой Орде, мотивируя претензии участием своих отрядов в завоевании Ирана и взятии Багдада. Между двумя тюрко-монгольскими государствами, фактическая граница которых пролегала по линии Кавказского хребта у Дербента, начались военные столкновения, продолжавшиеся с перерывами в течение почти целого столетия. Интересна выдержка из трудов Ибн-Васыля, описывавшего полное поражение Хулагу в первом большом столкновении (1263–1264 гг.) на Куре: «…когда Берке-хан прибыл на место битвы и увидал ужасное избиение, то он сказал: „Да посрамит Аллах Хулагу этого, погубившего монголов мечами монголов. Если бы мы действовали сообща, то покорили бы всю землю“».
В мусульманских источниках обращение Берке-хана в ислам характеризуется как решение расчетливого политика. Связь Золотой Орды с Булгаром, с ремесленно-торговыми и культурными городами Центральной Азии – Ургенчем, Бухарой и другими, откуда в оба Сарая – Сарай Бату и Сарай Берке приезжали ремесленники, купцы, художники, ученые – представители феодально-мусульманской интеллигенции, – несомненно, ставили золотоордынских ханов в положение покровительствующих исламу. Кроме того, настойчиво предлагал принять ислам мамлюкский Египет, а дружба с ним была очень выгодна Золотой Орде. Однако, сколько Берке-хан ни старался углубить исламизацию, последняя при нем захватила только верхние слои господствующего класса, да и то только те, которые были близки к ханскому двору.
При Берке-хане в 1257 г. была произведена в русских феодальных княжествах перепись, имевшая задачей выявить и учесть все население, подлежавшее обложению податями и повинностями.
В конце своего царствования Берке-хан лишь номинально признавал великого хана Хубилая.
Золотая Орда фактически стала независимым государством.
После смерти Берке-хана на золотоордынский престол был избран внук Бату-хана Менгу-Тимур. При правлении хана Менгу-Тимура (1266–1280 гг.) Золотая Орда, ставшая еще при хане Берке фактически независимым государством, свою независимость закрепила юридически. Одной из таких мер, направленных на юридическое оформление независимости Джучиева улуса, была чеканка монеты с именем Менгу-Тимура. Самые первые монеты чеканились в Булгаре. В 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов Золотой Орды дал русскому духовенству ярлык, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. В дальнейшем на всем протяжении существования Золотой Орды в государстве не было дискриминации по религиозному признаку. Более того, все культовые служители и учреждения, кроме синагоги, были освобождены от различных податей: налогов и государственных обязанностей.
Смотрите также
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...
Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...