Государство Газневидов
Страница 2

Династии Мамлюков в Дели пришел конец в 1290 г. Ее деяния были значительны, в частности она способствовала укреплению тюрко-афганского могущества на всем субконтиненте и проникновению ислама в массы индусов в форме мистического течения, суфизма. С ней связаны первые значительные мусульманские памятники в Индии, в том числе и те, что были возведены еще до ее прихода к власти.

Что касается завоевания Индии, то в 1000 г. Махмуд Газневи совершил первый набег, а в последующие годы регулярно – 17 раз – занимался этим: он аннексировал Пенджаб, уничтожил много княжеств, оставив за собой развалины, например, знаменитых храмов Матхуры, и вернулся в свою горную страну со сказочной добычей. Как доказал еще Александр Великий, Афганистан держит в руках ключи от всего индийского субконтинента: величественные и дикие перевалы Хайбера – поистине королевский путь, ведущий туда. Его преемники, близкие и далекие, афганцы и тюрки, хорошо запомнили это. Англичане также не забыли этого, когда стали властвовать в Индии и зорко следили за тем, чтобы туда не проникли русские.

Престиж и богатство Махмуда Газневи были ни с чем несравнимы. Давно ислам не завоевывал таких важных территорий: Лахор, который при газневидском правителе во второй половине XI в. стал крупным культурным центром, – тому доказательство. Давно сокровища чужеземных дворов не поступали в мусульманские города, а сокровища Индии были неисчислимы. Таким образом, Газна – столица газневидов – превратилась в огромный город, соперничающий с Багдадом, а с ним вместе вознеслась метрополия исламской Азии.

К концу правления султан Махмуд был правителем обширной, включавшей огромные пространства от Ирака и Каспийского моря до реки Ганг и от Аральского моря и Мавераннахра до пустыни Раджпутаны. Большую часть своего тридцатилетнего владычества Махмуд провел в военных походах. Он совершил многочисленные походы в Центральную Азию, Иран, Систан и северные области Индии под лозунгом «священной войны» с индийскими идолопоклонниками и распространения ислама в Индии. Н. К. Синх в своем труде «История Индии» писал: «Семнадцать походов, которые были совершены Махмудом в Индию, сопровождались невиданным ограблением и вывозом грандиозных богатств и сотен тысяч рабов. Однако к индусам Махмуд проявлял терпимость. Им были отведены особые кварталы в Газне, и разрешалось свободно справлять свои религиозные обряды. Разрушение индусских храмов в Индии было частью военной программы Махмуда, главной целью при этом был захват богатств, накопленных жрецами. Махмуд не делал каких-либо серьезных попыток присоединить к тюркским землям индийские территории. Присоединение территории было более сложным делом (в нем он не видел перспективу), чем разграбление отдельных городов и храмов. Тем не менее Махмуда можно по праву рассматривать как основателя тюркского государства в Индии и предшественника Мухаммеда Гури и Бабура. Безусловно, есть его заслуга в распространении ислама в Индии (сегодняшние Пакистан и Бангладеш берут свое начало от этих событий).

Цивилизация, которая развилась при Махмуде Газневи, была на голову выше той, что знали Караханиды, но ее особенность заключалась в том, что активизировался другой язык, не тюркский, а персидский, на котором в течение нескольких десятилетий общались только жители саманидского царства и который вдруг познал такой бурный расцвете. Дело в том, что газневиды, тюркские гулямы, верные многим своим традициям, были глубоко иранизированы и стали приверженцами иранизма. Со всех уголков мусульманского мира стекались сюда художники, поэты, ученые – интеллектуальная элита той эпохи. В Газне сформировалась классическая поэзия, основой которой была касыда, или панегирик. В Газне в 1017 г. поселился аль-Беруни – математик, астроном, врач, рожденный в Хорезме, самый великий мыслитель ислама; именно Махмуду посвятил Фирдоуси свою «Книгу царей», шедевр персидской литературы, огромную национальную эпопею, и нет ничего удивительного в том, что этот знаменитый правитель, несмотря на свою любовь ко всему иранскому, был ею недоволен, поскольку в ней довольно нелестно говорилось о тюрках, а в нем еще жила кровь его предков.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...