Государство Газневидов
Страница 1

Около ста лет (900–999 гг.) Хорасан и другие области, начиная от Сырдарьи до Багдада и от Хорезма до границ Индии, входили в состав ираноязычного государства Саманидов, центр которого был в Центральной Азии.

Вторую половину X в. саманидское правительство было занято борьбой с центробежными тенденциями. Власть пыталась противопоставить дехканам и феодальному ополчению тюркскую гвардию и новую военную знать из верхушки гулямов.

В это время, в 962 г., полководец Алптегин, выходец из тюркских гулямов, владевший почти 500 селениями и 100 тыс. голов лошадей, попал в опалу при саманидском дворе. (В разделе «Тюркские гулямы» мы довольно подробно останавливались на выдающихся исторических личностях – Алптегине и его преемнике – Себуктегине.)

Алптегин бежал в Газну и основал в Хорасане фактически независимое княжество. Окруженный почетом и славой, Алптегин умер в 966 г. После него править княжеством стал его сын Билгетегин (966–972 гг.), потом Пиритегин (972–977 гг.). В 977 г. на престол сел друг и соратник Алптегина – Себуктегин, который основал независимое государство Газневидов.

Итак, примерно в ту же эпоху, когда происходила исламизация Караханидов, на территории нынешнего Афганистана формировалось тюрко-мусульманское государство Газневидов, по названию города Газни, его столицы. По правде говоря, сравнение между Караханидами и Газневидами наводит на мысль о структурных различиях между этими двумя формациями, тем не менее, у них одинаковое тюркологическое значение.

Себуктегин стремился к завоеваниям, поэтому правителем он был весьма деятельным. Его всегда привлекали княжества на севере Индии, посему свои первые походы, уже в роли правителя, он совершил именно туда.

Себуктин расширил владения путем захвата Балха, Кундуза, Кандагара, Кабула, и его сын, Махмуд (998—1030 гг.), пришедший к власти в возрасте 28 лет, наследовал уже значительное государство.

Напомним, что под ударами тюрков-караханидов в 999 г. прекратило свое существование государство Саманидов и прежние саманидские владения к северу и северо-востоку от Амударьи (Мавераннахр и др.) вошли в состав Караханидского государства, а области к югу и юго-западу от Амударьи (Хорасан, Табиристан, Систан и нынешний Афганистан) были захвачены Махмудом Газневи и вошли в состав Газневидского государства. После таких событий в 999 г. Махмуд был признан багдадским халифом в качестве независимого правителя.

Махмуд завоевал страну Нимруз, присоединил к Газне Хорасан, прошел Индию до города Сумнат, откуда привез статую главного идола индийцев – Маната. Махмуд первым в халифате получил титул султана. На весь исламский мир он прославился как сокрушитель неверных – кроме победы над индийцами, Махмуд усмирил еретиков в Иране, а затем очистил от них Керман, где бесчинствовали племена куджи и белужди. Махмуд имел лучшую в Халифате армию, что позволило ему пройти по долине реки Ганг до городов Муттра и Канаудж. Его государственный ум позволял в корне пресекать попытки подорвать авторитет законной власти и внести хаос в дела управления.

Халиф аль-Кадир пожаловал Махмуду маншур (грамоту) на владение Хорасаном и титулы Вали Амир аль-муминин, Йамин аддаула, Амин аль-милля. За победу над еретиками и казнь фатимидского проповедника Тахарти Махмуд получил еще титулы Низам аддин («Порядок веры») и Насир ал-хакк («Защитник истины»).

Итак, именно Махмуду принадлежит честь открытия Индии для мусульман, чего не смогли сделать арабы: это его почти загнанные кони пили воду из Инда.

Учитывая глубокую иранизацию Газневидов и принадлежность Гуридов к иранскому миру, можно предположить, что тюркизм не играл большой роли в средневековой Индии. Однако это не так. Если языком газневидского двора и, соответственно, двора Гуридов был персидский, то тюрки-рабы говорили только на тюркском и понимали только тюркский. Поэтому они, как и всюду, формировали свою аристократию, осознававшую свое единство, чьи индийские корни выражались в антропологических признаках; эта аристократия консолидировалась за счет браков, если не эндогамных, то всегда межплеменных. Было бы интересно узнать, откуда они происходят, какие воспоминания они хранили о своей культуре, поддерживали ли они отношения с тюркскими элементами, которые проникли в Индию задолго до походов Махмуда Газневи; начиная с VII в., они служили в армии короля Кашмира Харши (ум. в 647 г.), позже они появились в Балучистане и в других местах. В Южной Индии мусульман называли «турушка» – транскрипция слова «тюрок».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...