Созидательная работа в Римской империиДревний Рим / Власть диктаторов и императоров / Созидательная работа в Римской империиСтраница 11
Антонин Пий в тоге
Мир заметно изменился благодаря усилиям Римской империи. Показательно и то, что своего наибольшего спокойствия тогдашний мир достиг во времена Антонинов, Антонина и Марка Аврелия. Их совместное правление продолжалось двадцать два года. Это было время мудрых и умелых политиков (Антонин оставил профицит в 2,5 миллиарда сестерциев). Один был по крови наполовину галл, другой – наполовину испанец. По словам Марка Аврелия, Антонина отличала «трезвость во всем». Это гражданам Рима нравилось в их вождях, как это явно нравится и гражданам России, после периода чудовищных пороков и злоупотреблений прошлого режима. Марк Аврелий пытался удержать Империю в границах разума, сдержанности. Ему это на какое-то время удалось. Стал ли Рим общей родиной людям? Грек Э. Аристид считал, что да, ибо грек и варвар могут безопасно отправляться, куда им заблагорассудится. Рим повсюду улучшал жизнь, утверждал свои законы и порядки. «Человечество… благодаря вам наслаждается благоденствием и процветанием». Ф. Фонтен также уверяет, что рим-ская Галлия превратилась в тихую и мирную страну под защитой Рима.
Так кельты расправлялись с пленниками
И хотя многое в деятельности древних римлян вызывает критику и укоры, они по-своему пытались цивилизовать жизнь народов, попавших в орбиту их власти и деятельности. Скажем, они не были гуманее или рациональнее греков, но им претила бессмысленная жестокость. В гладиаторских боях или казнях рабов, при всей жестокости упомянутых актов, им виделся некий рациональный смысл – сохранение основ Империи. В то же время они отрицательно относились в I в. до н. э. и позднее к человеческим жертвоприношениям, считая это безусловным признаком варварства. Там, где устанавливалась их власть, пресекались всякие человеческие жертвоприношения. «Лучше всего мы знаем о том, – пишет А.И. Зайцев, – как римляне запретили приносить человече-ские жертвы кельтским друидам; в конце концов ликвидировали они и практику принесения в жертву детей какому-то берберско-пуническому божеству, почитавшемуся в римской Африке под именем Сатурна». Даже греки в ряде случаев прибегали к людским жертвам, о чем говорит история с Фемистоклом и вариант мифа о царе Ликаоне, нечестивые сыновья которого закололи юношу и принесли его в жертву Зевсу.
Мы перечислили лишь малую толику из того, что составляло величие и славу Империи, что вызывало восхищение и уважение тех, кто видел воочию плоды ее цивилизации и мог ими пользоваться. Даже то немногое, что мы смогли рассказать, а точнее, пересказать, позволит взглянуть на феномен Империи более трезво, иными глазами, говорить о ней чуть иначе, чем нас вынуждают пристрастия. Нам кажется, Вергилий в «Энеиде», противопоставив Рим грекам, несколько все же принизил творческие способности и созидательный дух римского народа:
Смогут другие создать изваянья
живые из бронзы,
Или обличье мужей повторить
в мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья
неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие
звезды, – не спорю:
Римлянин! Ты научись народами
править державно —
В этом искусство твое! – налагать
условия мира,
Милость покорным являть и смирять
войною надменных!
Здесь надо было сделать некое пояснение к тексту, что даст нам возможность наглядно увидеть, что означали слова Вергилия – «править державно», или же – «налагать условия мира». Между римскими победами, покорениями народов и царств, с одной стороны, и активным строительством целого ряда сооружений и дорог в городах империи или в ее провинциях – с другой, безусловно, имелась определенная взаимосвязь. Так, водопровод Старый Анио (закончен в 272 г. до н. э.) был построен на средства, полученные Римом в результате разгрома Пирра; Марциев водопровод – в 144 г. до н. э., на средства, полученные после разгрома и разрушения Коринфа. На добычу от галльской кампании Цезарь начал в 54 г. до н. э. реконструкцию Эмилиевой и Семпрониевой (а впоследствии Юльевой) базилик – знаменитых общественных сооружений римского форума. Колонна Дуилия прославляла римского полководца, создавшего в ходе 1-й Пунической войны флот Рима, одержавшего славную морскую победу над карфагенянами, колонна Траяна воздвигнута в честь победы над даками. Такова цена их побед.
Фонтан в доме Большого фонтана
Разумеется, существенную лепту в триумф римского духа внесли и деятели культуры и искусства. Они интенсивно работали в области переделки старых форм и создания новых. Опираясь на греков, они сумели создать литературные формы – пастораль, роман, сатиру. Как выше отмечалось, они превратили арку в символ победы. Архитектурные ансамбли по красоте и великолепию заметно превзошли всё, что было построено архитекторами мира до той поры. Благодаря им искусство портрета стало более реалистичным. Впервые в таких масштабах приступают к изучению искусства. В Риме появляется большое число научных трудов, изданий произведений Гомера, теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания. Именно в этот период Гораций пишет свою «Науку поэзии», Витрувий – научное пособие для архитекторов, Аристоксен – краткое руководство по музыке, Квинтилиан – «Наставление в ораторском искусстве». Эти труды в дальнейшем станут для многих поколений интеллектуалов и деятелей искусств бесценным пособием.
Смотрите также
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...
Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...
Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую
роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и
вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...