Созидательная работа в Римской империи
Древний Рим / Власть диктаторов и императоров / Созидательная работа в Римской империи
Страница 7

К замечательным творениям римских зодчих отнесем и дворец Диоклетиана – великолепный памятник древнеримского искусства. В 284 г. н. э. Диоклетиан встал во главе римского государства. Это был последний правитель единого Рима… Огромность империи и возникшие проблемы с управлением территориями вынудят его поделить империю, западная часть которой будет отдана соправителю, Максимилиану. Сам же он стал управлять восточной частью (будущей Византией). Граница двух империй прошла тогда как раз по территории нынешней Далмации и Хорватии, где и расположен на побережье Адриатического моря Сплит (тогда этот город назывался Салона и тут, согласно преданию, родился Диоклетиан). Триумфальная арка

Триумфальная арка

Он построил дворец-крепость, которая и стала его резиденцией. Византийский император Константин Багрянородный писал: «Император Диоклетиан основал город Аспалат и построил в нем дворец, превышающий всякое описание, которого остатки носят следы древнего величия, хотя они уже почти стерты веками». Это сказано в X в., а в XIX в. русский ученый и путешественник Е. Ковалевский писал: «Дворец императора Диоклетиана – увы, обезображенный, застроенный и заслоненный, все еще поражал воображение воспоминанием прежнего величия». Немецкий архитектор Г. Неман в начале XX в. произвел детальные обмеры и исследования памятника, а в 1910 г. он же сделал хорошую реконструкцию фасада дворца, Перистиля и других частей дворцового комплекса. Впоследствии другие архитекторы дополнят реконструкцию. Дворец был грандиозным сооружением площадью более 30 тысяч квадратных метров. Он располагался на самом берегу бухты, так что южная стена поднималась из воды на высоту 25 метров (северная – 18 метров). «Можно себе представить, – пишут наши искусствоведы, авторы труда о Сплите и Дубровнике, – какой вид открывался на императорскую резиденцию со стороны моря. Огромный дворец из белоснежного камня с легкими красными и голубыми прожилками сверкал на солнце, как сказочное чудо, поднимаясь из мор-ских глубин. В настоящее время камень изменил свой цвет, века наложили патину на стены дворца, и они уже не поражают искрящейся белизной только что отшлифованного блока». От тех времен до нас дошел Перистиль, огромный прямоугольный зал (24 ґ 13,4 м) под открытым небом, расположенный между Мавзолеем и храмом Юпитера. В Средние века храм Юпитера стал баптистерием, крещальней Иоанна Крестителя – уже в XX в. тут установлена бронзовая золоченая фигура Иоанна работы крупнейшего скульптора Югославии Ивана Мештровича. В настоящее время на территории дворца Диоклетиана в Сплите разбросаны сотни древних построек, возраст которых насчитывает 500–600—700—800 лет. Иные из них – подлинные шедевры архитектуры. Триумфальная арка императора Тита

Триумфальная арка императора Тита

Всевозможные дворцы, арки, башни, колонны строились всюду. Прославлению власти Рима служили многочисленные арки и рельефы, возводившиеся по всему миру, там, где только ступала нога римлянина, где он смог обрести господство. Рельефы на триумфальных арках рассказывают о событиях, связанных с тем, как совершалось покорение народов. Если верить историкам, впервые сцены, изображавшие битвы римлян, воины пронесли в год триумфального шествия полководца Папирия Куроса, покорившего самнитов (272 г. до н. э.). Сцены побед над пунийцами заказал Тиберий Гракх после редкой победы над ними в 214 г. до н. э. Картина не только прославляла победу его отца, но и в тяжелое для Рима время поднимала дух квиритов. Тогда всем казалось, что победа Ганнибала над Римом близка. Во время триумфа Сципиона Африканского демонстрировали картину, на которой изображался его успех при Заме (201 г. до н. э.). Во время галльского триумфа Юлия Цезаря участники шествия несли изображения разрушенных городов противника и сцены смерти галльских вождей. То же делалось в честь Помпея, в 61 г. до н. э. разгромившего Митридата (на одной из картин показана сцена самоубийства Митридата). Иные, используя такого рода «триумфальные картины», добивались избрания на почетные должности (так, Луций Гостилий Манций был избран в консулы). Как видите, у римлян, чтобы быть избранным на важный пост, нужны были весомые доказательства побед. План триумфального шествия

План триумфального шествия

Наиболее внушительное зрелище представляли, конечно, триумфальные арки: арка Тита (81 год н. э.), украшенная рельефными композициями, изображает шествие легионеров во главе с императором-победителем; арка Траяна в Беневенто (114 год н. э.); арка Константина с рельефами времен Траяна, созданными в память побед Траяна над восточными народами; арка Марка Аврелия и Луция Вера в Триполи (163 год н. э.); арка Августа в Римини (27 г. до н. э.). Как правило, арки воздвигались какому-то лицу решением Сената и Народного собрания в знак благодарности за его деяния. Города Рима стали пособиями для чтения, и читателями в них выступали самые различные слои – от патрициев до рабов. В древнеримском городе кроме триумфальных арок было немало архитектурных сооружений. На них помещались разного рода тексты. Град воспринимался как монументальная книга. Возводившиеся в Риме арки отождествляли собой триумф победителя и строились повсюду – в Коринфе, в сирийской Антиохии при Траяне, рядом с храмом Адриана, в финикийском городе Тире (к арке вела римская дорога, проложенная через древний акрополь), в Кизике, Эфесе, Милете. Там обычно строились и разные общественные источники – «совершенно в римском стиле». Триумфальная процессия

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...