Созидательная работа в Римской империиДревний Рим / Власть диктаторов и императоров / Созидательная работа в Римской империиСтраница 16
Сцена бичевания при посвящении в вакханки
В отношении немецкого искусствоведа Гёте скажет: «Винкельман стал известен всем культурным народам Европы в час, когда ему в Риме уже оказали достаточно доверия и он был удостоен немаловажного поста Президента древностей». В 1738 г., по инициативе Карла III Неаполитанского, раскопки тут возобновились. Искатели археологических раритетов, выкопав колодец 20-метровой глубины, достигли амфитеатра Геркуланума, где обнаружили три статуи облаченных в тоги мужей, один из которых был похож на императора Августа; кроме того, нашли части квадриги, огромное изваяние императора Веспасиана и конную статую Марка Нонна Бальба, римского наместника Крита и Африки. Там же нашли фреску со сценами из греческих мифов и таблицу с надписью, гласящую, что видный римлянин Анней Маммиан Руф на собственные средства построил Theatrum Herculaneum. Следствием находок станет основание в Геркулануме академии (в 1755 г.), целью которой являлось систематическое ведение в этих местах раскопок и обработка найденнных тут памятников древности. Один из членов академии Баярди издал прекрасный иллюстрированный сотнями гравюр каталог с изображением найденных там фресок, статуй и разных предметов. В 1762 г. вышла из печати работа немецкого историка искусств И. Винкельмана, посвященная находкам в Геркулануме, а в 1763 г. в Чивите откопали статую из белого мрамора, изображающую мужчину в тоге с надписью на цоколе статуи: «Именем императора и цезаря Веспасиана Августа трибун Т. Сведий Клеменс вернул городу Помпеям общественные земли, присвоенные частными лицами». Тогда-то все и поняли: тут, под холмом Чивита, покоятся знаменитые Помпеи.
Табличка-оберег на стене дома в Помпеях
В течение двух с лишним веков тут велись раскопки. По словам историков, процветали грабительские и варварские методы работ. Косидовский пишет: «Из руин старались извлечь как можно больше сокровищ, произведений искусств и монет. Их помещали в музеях, в пышных дворцах королей и аристократов и даже пускали в продажу. В таких условиях не могло быть и речи о научном исследовании археологических находок, о воссоздании полной картины материальной культуры двух римских городов, которые дошли до нашей эпохи почти в том же состоянии, в каком их покинули в I в. н. э. жители. Теперь трудно определить размеры вреда, причиненного вандализмом того времени. Прекрасные образцы настенной живописи вырезали из стен и переносили в Неаполитанский музей. Более того, если рисунок кому-то казался не слишком красивым, его разбивали на куски и выбрасывали как мусор. Откопанные дома подвергались абсолютному опустошению, а затем снова засыпались землей. Именно таким образом была навсегда погублена великолепная вилла Цицерона «Помпейон». Когда находили какую-нибудь мраморную таблицу с бронзовой надписью, срывали отдельные буквы и бросали их в корзину. Понятно, что после этого уже полностью исчезала возможность восстановить надпись. Из фрагментов скульптур фабриковали для туристов сувениры, нередко с изображениями святых, и что еще хуже – каждый, кто посещал руины, мог взять себе на память все, что ему понравится. Только в начале XX в. археологи ввели подлинно научные методы ведения раскопок». С середины XX в. велись раскопки в Геркулануме (итальянским археологом А. Маюри), как и в Помпеях. Извержение Везувия словно дало Риму знак небес: боги гневаются на империю. Сегодня, по словам ранее упомянутого Р. Линга, перед Помпеями встала более серьезная угроза, а именно вероятность массового вандализма и воровства. Все чаще крадут не только отдельные статуи, но и целые панно со стен (скажем, с Дома Целомудренных Влюбленных). Специалисты уже вполне серьезно говорят о необходимости упрятать скульптуру и мозаику в сейф, заменив факсимиле. Нельзя исключать и опасности того, что молчащий с 1944 г. Везувий проснется вновь.
Роспись дома Веттиев в Помпеях
Смотрите также
Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы
наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает
мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее
...
История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «шаман» на их языке — связано с понятием « ...
Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему
– Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории.
Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами
широты и ...