Египет в новое время. Спустя тысячелетия
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Египет в новое время. Спустя тысячелетия
Страница 4

Спор о происхождении и корнях народов Африки и Египта обострился после сенсационных находок останков древних предков Homo sapiens в Восточной и Северо-Восточной Африке (Р. Лики). Было замечено: у народов южнее Сахары есть немало общего с народами Древнего Египта (культы животных, прически, ритуальная символика, мумификация, характер власти). Э. Навилль утверждал: характер египетской цивилизации «в основном африканский». Г. Масперо писал, что искусство Египта, как и его цивилизация, «зародились на африканской почве». Это бесспорно…

Надо заметить, что европейцы довольно поздно проникли в глубины Африки (если не считать таковыми «сыновей вождей» из Кирены, о которых писал еще Геродот). Они на пари решили пересечь Сахару с севера на юг. Случилось это еще за четыреста лет до того, как войска Юлия Цезаря пересекли Ла-Манш. Тем не менее, когда европейцы стали знакомиться с культурами Африки, они обнаружили там неожиданно много загадок (и миф о прибытии «ковчега Номмо», и миф о «космических пришельцах», и удивительные гравюры на скалах Сахары, изображающие фигуру жирафа, и способность плавить золото и металлы, и возведенные обитателями Зимбабве каменные стены массивных зданий). Древности Зимбабве

Древности Зимбабве

Европейцы, столкнувшиеся с этими строениями в XIX веке, сразу же нарекли их делом рук античных народов. «Эта крепость на холме, – говорил в 1868 году немецкий геолог Маух, – без всякого сомнения, была копией храма царя Соломона на горе Мории, тогда как огромное строение в долине – «Эллиптическое здание» – также, несомненно, было копией дворца, где царица Савская останавливалась во время пребывания в Иерусалиме в X в. до н. э.». Обосновавшиеся в тех местах в конце XIX века англичане (впоследствии они дадут им имя Южной Родезии) также считали, что тут некогда располагалась легендарная земля Офир. Один из англичан уверенно заявил: «Можно ожидать, что изображение королевы Виктории отчеканят на золоте, которым царь Соломон украшал свой трон из слоновой кости и оплетал кедровые колонны своего храма». Португальцы в легенде связали золото Софалы с сокровищами Офира. В памяти европейцев, египтян, арабов запечатлелось и историческое путешествие в Мекку легендарного повелителя Мали, Манса Муса, имевшее место в 1347 году. Африканский правитель буквально потряс Европу и Восток своим личным кошельком, полным золота. «Кошель» этот был нагружен на сотню верблюдов и вез груду сокровищ: 15 000 тонн золота предназначалось на путевые расходы царя, его окружения. Анри Руссо. Заклинательница змей – черная колдунья

Анри Руссо. Заклинательница змей – черная колдунья

Впрочем, не только трудность проникновения в глубь черного континента удерживала европейцев. Помимо зноя пустыни, ядовитых змей и кровожадных крокодилов, там были и более страшные преграды. Среди них хотя бы члены так называемых звериных братств («леопардового» и «крокодильего»). Англичанин У. Гриффит, судья в колониях, писал: «Я побывал в разных лесах, но нигде не было так жутко, как в западноафриканском буше. Есть нечто такое в нем и его деревьях, отчего мурашки бегут по коже. Кажется, что здесь властвуют некие сверхъестественные силы, некий дух, стремящийся объединить животное и человека… Он вселяется (там) в человека и руководит его поступками. Это результат существования целых поколений тайных обществ». Члены этих засекреченных обществ, одетые в шкуры леопардов, выходили на охоту за людьми, вооруженные ножами. При них всегда сумка-борфима, «волшебная сумка», которая должна сделать ее владельца сильным и богатым. Чтобы это случилось, нужно всего-навсего смазывать сумку кровью и жиром только что убитого ими человека, при этом какая-то часть тела жертвы должна находиться в сумке. Люди-леопарды выходят на охоту по ночам, и их сопровождают в вылазке звери (побратимы колдунов). Если погибает член братства, рядом находят тело мертвого друга-леопарда. Говорят, в 1945–1947 годах в Нигерии от рук людей-леопардов погибло 50 человек, включая детей. Статуэтка леопарда, уносящего души к предкам

Статуэтка леопарда, уносящего души к предкам

Такого рода примеров влияния Африки на взгляды европейцев предостаточно. По мнению Д. А. Ольдерогге, эти характерные признаки прослеживаются уже в начале истории. Иные не только обнаруживали сходство между пирамидами Египта и башнями Зимбабве, но и узрели в знаменитом египетском сфинксе негроидные черты. Может быть потому, что во главе Египта однажды стоял негр-фараон Несхи (в переводе «негр»). Одни уверяли, что древние египтяне представляли собой обособленную средиземноморскую расу. Другие (профессор Р. Вирхов), проведя тщательные антропологические исследования царских мумий Булакского музея, утверждали, что древние египтяне не имели ничего общего с негроидной расой, хотя позже якобы и произошло их смешение с туземным африканским населением азиатских семитов. Безусловно, Египет – смесь различных культур и рас. Шейх Али Абд эр-Расул из Курны

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...