Египет в новое время. Спустя тысячелетия
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Египет в новое время. Спустя тысячелетия
Страница 8

Монах – это рыцарь веры и правды, сын благородства, друг добродетели, защитник гонимых и отверженных, опора слабых и малодушных, врач уязвленных и болезненных. Смысл отшельнической жизни – обрести богатства небесные, презрев – земные… Естественно, что такого рода философия возникала в условиях господства неправедного строя, каковым и был Рим. Гонения этих людей привели к явлению отшельничества. Первым отшельником был Павел Фивейский (234–347 гг.). Павел был образованным человеком, знал философию и литературу. Но семья хотела заполучить все его состояние – и тогда он ушел жить в грот, где и пробыл до конца своих дней. Вторым отшельником, не менее знаменитым, стал св. Антоний Великий (250–356 гг.). Происходя из зажиточной коптской семьи, он, придя однажды в храм, услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Так он и сделал. Многие христиане, надеясь на скорое наступление Царствия Небесного, поступали аналогичным образом. Антоний спал на голой земле, лености терпеть не мог и работал не покладая рук. «Душевные силы, – говаривал он, – тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия». Его пытались соблазнить – то сребролюбием, то яствами, то славой, то блудницами. Но отшельник стоял тверже, чем скала, проводя время в непрерывном посту и трудясь над проповедями. Порой его схимна казалась невыносимой, ибо он «не смывал водою нечистот с тела» и «никогда не омывал себе ног». Все эти тяготы земные тем не менее не помешали ему прожить жизнь долгую – 105 лет. Его максимы легли в основу будущих монашеских правил (305 г.). «Ибо если будем жить, как ежедневно готовящиеся умереть, то не согрешим…» «Никто из нас да не питает в себе пожелания приобретать. Ибо какая выгода приобрести то, чего не возьмем с собой…» В песках пустыни и родилась неистовая духовная страсть, вера в Господа, в нестяжательный идеал, который в дальнейшем будет отличать иных русских монахов, подвижников веры.

Данные в изречениях отцов тексты имели назидательные цели: «Некий знатный человек пришел в скит из чужих краев с большими деньгами и просил пресвитера, чтобы он раздал их братьям. Сказал пресвитер ему: «Братья не нуждаются». Когда же тот особенно стал настаивать, он поставил корзину с золотыми монетами у дверей церкви. И сказал братьям пресвитер: «Кто нуждается, пусть берет». И никто из них не приблизился к ним, иные даже не взглянули на них. Сказал пресвитер тому, кто принес их: «Бог принял от тебя твою милостыню. Иди и раздай ее бедным». Он же получил (тем самым) большую (духовную) пользу и ушел». В Нитрийской пустыне к середине IV века н. э. обитало уже 20 тыс. монахов (из них император Валент затем мобилизовал для своих целей 5 тыс.). «В умственной жизни западных стран и поныне слышится взмах крыльев теологического гения Древнего Египта», – заметил в этой связи И. Шерр. Вход в мавзолей Ага-Хана, духовного главы

Вход в мавзолей Ага-Хана, духовного главы мусульман-исмаилитов

Разные люди оказывались в египетской пустыне – в Нитрийской пустыне, в Скитской пустыне, в Фиваиде, пустынной местности в Верхнем Египте, около Фив. Порой там попадались и довольно странные люди. Иные стали отшельниками из-за дам… Ведь христианство рассматривало плотскую любовь как большой грех. Кому из женщин такое понравится… Вступив в брак, некий Аммон убедил жену соблюдать целомудрие. И ушел в пустыню, а жена осталась дома. В данном случае его жена, правда, согласилась на умерщвление плоти и даже собрала дома большое число дев, посвятивших себя Богу. Но в случае с Павлом, одним из любимых учеников св. Антония, дело закончилось совершенно иначе (весьма трагично). В пустыню тот удалился, застав жену на месте прелюбодеяния. Видимо, той надоело слушать его проповеди, когда надо было заниматься вполне конкретным делом. Девушка с лютней

Девушка с лютней

Стали возникать и первые монашеские общежития. Особая заслуга в их основании (знаменитых монастырей Вади-Натруна) принадлежит св. Макарию Великому (300–390 гг.). Тот учил простым вещам: творить добро, не помнить зла, быть безучастным к клевете, отвергать соблазны земной жизни. Макарий говорил: «Злое слово иных добрых делает злыми, и точно так же доброе слово иных злых делает добрыми». Правда, многие не выдерживали строгостей монашеской жизни и уходили из обители. Тем не менее тысячи обрекали себя на отшельничество. Музыканты на улицах Египта

Музыканты на улицах Египта

Немало историй и судеб подобных отшельников содержится в «Изречениях египетских отцов» (Apophthegmata Patrum Aegyptiorum) – знаменитом сочинении, созданном в Египте во второй половине IV – первой половине V века на греческом языке. Сочинение представляет собой собрание изречений египетских пустынников и рассказов об их жизни и деяниях. Следует добавить, что это произведение было переведено на латинский, славянский и сирийский и пользовалось популярностью. В нем давались ответы на вопросы, волнующие отшельников и монахов, которые за годы странствий и подвижничества испытали не один искус. Ведь сердцу не прикажешь, его не привяжешь, оно, как говорится, «бродит повсюду». И вовсе дело не в том, что якобы больны чувства и несовершенен мозг. Просто у нормальных и ярких людей сердце никогда не знает покоя. Нам понятно, что на небесах монах целомудренный может быть «увенчан пред Богом», но вот чем он увенчан на земле, не совсем ясно, если не считать наградой – иссушенное тело, страх, соблазны и муки душевные. Идея отшельничества следует нелепой догме, которую в здравом уме трудно принять: «Насколько тело процветает, душа, напротив, слабеет, и насколько тело слабеет, душа процветает» (так говорил Даниил). Пресвитер продолжал наставлять монахов-подвижников: «Поститесь и усильте ваше подвижничество и ваш образ жизни, братья!» Возможно, что такая музыка только и сладостна для определенных ушей, желающих услышать глас Бога. Г. Семирадский. Прелюбодейки

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему – Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории. Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами широты и ...