Александрия и Каир – жемчужины Египта
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Александрия и Каир – жемчужины Египта
Страница 6

Нил – главная торговая артерия Египта

Оживилась и философия. Победитель Египта Октавиан как бы освятил эту науку наук, возведя ее адептов в число почетных граждан – он вступил в Александрию под руку с философом Арием. Видные философы и богословы устремились сюда в надежде обрести почет и пристанище. Философии всегда присущ некий демократизм, ибо она рекрутирует в свои ряды как аристократов, так и плебеев. Учитель Плотина Аммоний начинал трудовую деятельность носильщиком мешков. Эти люди пользовались влиянием у простого люда. Их остроты, шутки, афоризмы, репризы собирали залы. Греческая культура оставит след в истории Египта (от македонского до арабского завоеваний). Учеба в гимнасиях давала египтянам доступ к греческому гражданству. С декрета Каракаллы (212 г. н. э.) появилась возможность быть официально причисленными к римлянам. Для поступления в гимнасий требовалось наличие состояния. Сословные различия все же сохранялись в Египте, как они сохраняются и поныне.

В политико-этнологическом отношении столица Египта не походила на греческий полис. Ее можно было бы назвать своего рода родоплеменной республикой, где главную роль играли «политевмы», собрания граждан определенной национальности (крупнейшая из них – греческая). Греки звались гражданами, делились на филы, выбирали магистратов, избирали судебные курии и т. д. Была еще и еврейская политевма. Значительная часть жителей находилась вне этих организаций. Господство Рима принесло египтянам разочарования. Август дорожил Египтом, но лишь как источником огромных доходов. Бог Хор в одежде римского полководца

Бог Хор в одежде римского полководца

Римские императоры почитали египетских богов (культ Осириса распространился по всей империи), имели картуши с иероглифами, реставрировали и строили храмы, а Траян даже вернул к жизни древнейший канал, что вел из Бубастиса к Красному морю. Но порядки кардинальным образом поменялись. Египтяне вскоре почувствовали тяжелую руку римских наместников. Вот как описал тяготы римского господства египтолог Б. А. Тураев: «Вообще, положение египетского жречества и народа стало при римлянах значительно хуже, чем при последних Птолемеях, хотя религия продолжала пользоваться терпимостью и, пожалуй, несмотря на антипатию римлян, покровительством, хотя императоры изображались и на стенах храмов, и на плитах, как фараоны, боги и главы религии (что не мешало некоторым из них в Риме стеснять египетские культы), но храмовая политика их была еще более последовательно направлена к лишению жречества всякого политического и даже экономического значения; оно должно было стать одним из звеньев в цепи фискального высасывания страны». Многое было отнято у храмов, права убежищ ограничены, если не совершенно уничтожены, что лишало храмы дешевых рабочих рук. Сторонник естества человеческой физиологии Адриан запретил обрезание и у иудеев и у египтян. При этом он посещал и храмы Фив, основал город Антинополь в Египте, а многие египетские мотивы нашли отражение при отделке его виллы Тиволи, что близ Рима. Монеты эпохи Птолемеев

Монеты эпохи Птолемеев

В отношении египтян принята была политика ограничений. И хотя определенное количество жрецов освобождалось от поголовной подати, получение римского гражданства для жрецов и вообще для жителей Египта было затруднено и фактически становилось трудно достижимым. Необходимой ступенью к получению такого гражданства было гражданство александрийское. Это равносильно тому, как если бы полноправным гражданином России считалось только население Москвы. После ряда восстаний египтяне были приравнены к второсортному элементу, к низшей касте. Правда, с эдикта Каракаллы желанные права получили граждане Александрии, Навкратиса, Птолемаиды, Антинополя, – жрецы и богачи. «Таким образом, высшее египетское туземное сословие, каковым было жречество, все-таки своей значительной частью вошло в состав римского гражданства. Египетское право по-прежнему признавалось, и демотические документы продолжали составляться; знание иероглифического письма все более и более приходило в упадок. От римской эпохи неизвестно ни одной крупной туземной личности, хотя бы вроде современников последних Птолемеев, но зато известны случаи, когда носившие египетские имена официально просили о замене их греческими… Было мгновение, когда Египет мог в последний раз помышлять о господстве над вселенной. Антоний был настоящим наследником Птолемеев; он стал владыкой Востока и готовился нанести решительный удар Западу. Но Египту не было суждено покорить Рим; напротив, он подпал под руку римского Кесаря, и эта рука оказалась теперь более тяжелой, чем легче было последнее время птолемеевского периода. Но и Кесарь, создавая на Западе новые формы, нашел чему поучиться у страны тысячелетней культуры и государственности. Он был фараоном, правившим римской республикой. Он воспринял фараоновское божественное достоинство; имя Кесаря делается таким же полунарицательным, как имя Птолемея; постепенно республиканские формы заменяются бюрократическими. Сам Рим теряет свой характер и превращается в управляемую бюрократически Александрию на Тибре». Рим все более впитывал в себя дух Востока. Жительницы Александрии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...