Начальные страницы персидской истории
Древние цивилизации / Политика и культура древнего Ирана / Начальные страницы персидской истории
Страница 2

Когда же в конце VII века на Персию и Среднюю Азию обрушились арабы, они стали уничтожать все, что противоречило Корану. Потом древнеиранские культурные ценности губили монголы. Остатки зороастрийцев после захвата Ирана арабами в VII веке бежали в Индию и поселились близ Бомбея. Там их обнаружил француз Дюперрон. Случайно увидев ряд страниц текста Авесты, он загорелся желанием раскрыть его тайну. С 1754 года Дюперрон находился в Индии несколько лет и в 1762 году вернулся в Париж с текстом Авесты. В 1771 году переведенный им текст был опубликован. Там содержались грубые ошибки. Переводчику тогда досталось от Вольтера, хотя ему надо было сказать спасибо. Ведь Дюперрон дал толчок дальнейшим исследованиям. Однако надо помнить: в наших руках лишь жалкие остатки былого величия Авесты – одна из 1200 навсегда утраченных глав.

Персы – один из наиболее интересных и загадочных народов мировой истории. До сих пор ученые гадают, откуда они пришли (из северо-иранской страны Парсуа, что к югу от озера Урмия, возможно, из южнорусских степей или откуда-то еще). Прародина иранцев, как и всех индоевропейцев, если верить священной книге, Авесте, некогда находилась на севере огромного евразийского континента. Она звалась «Арийан Вэджа» – «Арийский простор». Затем наступило страшное похолодание: «Там – десять зимних месяцев и два летних месяца, и они холодны – для воды, холодны – для земли, холодны – для растений, и это середина зимы и сердцевина зимы, а на исходе зимы – чрезвычайные паводки». И тогда арийцы двинулись на юг – в более теплые края.

Утверждают, что арийские племена хранят предания о своей прародине, находящейся в давние времена на крайнем севере: якобы это расположенные вокруг Северного полюса острова Гипербореи. В далеком прошлом, когда климат Земли резко изменился, жизнь тут стала невозможной. И предки иранцев, спасаясь от суровой зимы, двинулись на юг. Так они дошли до Урала и приволжских степей. Природные условия были тут благодатными. Поэтому люди поклонялись силам природы, видя в них главных своих магов-защитников и благодетелей. Особое значение придавали они воде как источнику жизни. Протоиранцы поклонялись душам рек, озер и водоемов, совершая в их честь возлияния, принося разного рода дары (молоко, соки, растения, животных). Арийцы также поклонялись и деревьям («детям Всеисцеляющего Древа»). Древние хорошо понимали то, чего порой не могут понять «цивилизованные» обитатели нашего мира. Те были убеждены: взятую у природы энергию и ресурсы нужно постараться ей возвратить (говоря нашим языком, восстановить силы природы, воды, растений, животного мира). Перед употреблением пищи животных они обычно обращались к ним с молитвой, испрашивая разрешение на прием мяса в пищу. Скажем, древняя зороастрийская молитва («ясна») содержит слова: «Мы молимся нашим душам и душам домашних животных, которые кормят нас». Еда у них рассматривалась как священный акт слияния трех миров (растений, животных, людей). В обиход верующих поэтому и ныне (из тех давних времен) входят молитвы, произносимые перед трапезой. Важнейшей стихией, которой поклонялись, явился огонь. Ведь жизнь в тогдашних суровых климатических условиях без него была немыслима. Огонь поддерживался жрецами (даже названия его у арийских племен схожи: брахманы называли его Агни, зороастрийцы – Атар, русские – Огонь). Совершались строгие обряды поклонения священному огню. Считая, что огонь очищает и восстанавливает душу и тело, своих умерших индоарийцы сжигали. Сегодня кремация тел покойных стала у русских обычным, удобным и наиболее принятым явлением. Кстати говоря, сей обычай поклонения огню сохранился у народов и в другом виде: священный огонь горит у многих памятников, могил неизвестных солдат. Капитель с головами быков из Суз

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...