От империи к республике
Империя тюрков / Османская империя / От империи к республике
Страница 3

Война 1877–1878 гг. с новой силой продемонстрировала социальную и политическую отсталость Османской империи. После этой войны феодальные круги сделали все для ликвидации либерально-конституционного движения; разгром сторонников конституции вернул средневековые условия жизни османов.

Новая волна протеста социальных и политических сил, которая составляла социальную базу движения за Конституцию, вылилась в движение младотурков. Воззрения участников первых ячеек младотурков формировались под влиянием литературных и публицистических работ И. Шинаси, Н. Кемаля, Мидхата и Зии. Центральное место в младотурецкой пропаганде занимала мысль о необходимости восстановления конституционного строя и созыва парламента. Выдвигался тезис, согласно которому конституционные реформы нужны как средство, способное предотвратить распад Османской империи и ее раздел между великими державами.

Летом 1896 г. младотурки попытались совершить государственный переворот, но из-за предательства заговорщики были арестованы и сосланы. Однако уже ничто не могло остановить развитие этого движения: активизировалась деятельность младотурецких организаций как за рубежом, так и внутри Османской империи. 27 апреля 1909 г. султан Абдул Хамид III был низложен; новый султан – Мехмед V (1909–1918 гг.) не обладал способностью управлять государством.

Наступил новый период в истории Турции: младотурки взяли в руки управление страной. За десятилетний период правления младотурок в стране сменилось 14 правительств. В результате страна оказалась совершенно не подготовленной к войне, возникшей в результате итальянской агрессии против Триполитании осенью 1911 г. Итальянские войска оккупировали острова Южные Спорады, бомбардировали турецкие укрепления в районе Дарданелл; итало-турецкая война продолжалась без успеха для турецкого оружия. 18 октября 1912 г. был подписан мирный договор, по которому Триполитания и Киренаика стали колонией Италии (под названием «Ливия»). В тот же день началась война на Балканах. Против османов выступила коалиция в составе Болгарии, Греции, Сербии и Черногории (первая Балканская война) за автономию Македонии и Фракии. По сути дела это была борьба за освобождение балканских народов, оставшихся под турецким владычеством. По Лондонскому мирному договору 1913 г., потерпевшая поражение Турция теряла все свои европейские владения, кроме Стамбула и небольшой части Восточной Фракии.

С конца 1913 г. в Османской империи установилась младотурецкая диктатура, которая принесла стране дальнейшее ухудшение ее экономического положения, привязала Османскую империю к кайзеровской Германии. Военный союз с Германией обязывал Османскую империю выступить на ее стороне в начавшейся Первой мировой войне.

В пламени Первой мировой войны сгорели остатки независимости и былой военной мощи. Это был крах Османской империи.

В ноябре 1918 г. в водах Босфора стали на якоря военные корабли Англии, Франции, Италии и Греции. Султан и Блистательная Порта стали марионетками в руках оккупантов. Лидеры младотурок бежали в Германию.

В конце 1918 – начале 1919 г. английские и французские войска оккупировали Юго-Восточную Анатолию; греки начали движение в Анатолию с запада. В 1919 г. вся Анатолия была охвачена партизанской борьбой против интервентов. Ее возглавили патриотические силы турецкой национальной буржуазии, лидером которой стал Мустафа Кемаль-паша. Турция находилась на пороге нового этапа своей истории.

Итак, за два столетия непрерывного упадка, сопровождаемого то принятием, то отторжением европейских нравов, усиливающегося давления иностранных держав и вмешательства во внутренние дела, экономической зависимости, Османская империя постепенно пришла к полному краху. К сильному прессу России, к периодическим ударам со стороны Австрии прибавлялись восстания «аборигенов». Национальная идеология Французской революции всколыхнула народы. Интриги, подстрекательства, обещания из-за рубежа подталкивали христиан к восстаниям, по сути, к освободительному самоубийству. Европа, тайная подстрекательница, радовалась; эти кровавые события воспевали Гюго, Байрон, Делакруа; в эпоху торжества романтической школы европейцы видели в греческих разбойниках, которые вели партизанскую войну, наследников Праксителя и Сократа. Что касается армян, то они были для них лишь пешками на шахматной доске, и в конце концов их бросили на произвол судьбы и заговорили о геноциде. Пропаганда была более тонкой, чем греческая, она запятнала турков таким обилием крови, которой хватило до времен республики, хотя в действительности обвинять следовало только Османскую империю. Европа, которая сама дехристианизировалась, хотела видеть христианство, стонущим под игом ислама. Она забывала о том, что мусульмане подчинялись тем же центробежным силам, и так же, как христиане, способствовали разрушению здания: ваххабиты в Аравии, боснийцы и албанцы Али-паши из Янина на Балканах, Мехмет-Али, основной вассал империи, который в какой-то момент был близок к тому, чтобы изменить ее, и сделал бы это, если бы не европейцы, а позже это были все арабы Ближнего Востока во времена знаменитого Лоуренса Аравийского. Перемены во благо Османской империи стали реальными в эпоху танзимата, но не следует гадать, почему они не дали результатов, способных удержать процесс разрушения. XVIII в. был веком поражений. В XIX в. имел место международный крестовый поход против «Больного человека в Европе» и невозможность жить в гармонии народам, которых всегда сближал культ короны и стремление к выгоде, получаемую путем завоеваний. Распад империи набирал обороты. Греция объединилась между 1828 и 1913 гг.; Сербия, Черногория, Босния, Герцеговина отделились от Империи между 1830 и 1878 гг.; государство Румыния образовалось между 1858 и 1878 гг.; Франция завоевала Алжир в 1830 г.; Тунис, ставший независимым в 1705 г., принял французский протекторат в 1881 г.; после 1882 г. Египет под франко-английским, затем только английским контролем оставался турецким лишь формально. XX веку оставалось завершить этот процесс.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...