От империи к республике
Империя тюрков / Османская империя / От империи к республике
Страница 4

Империя все быстрее раскалывалась под давлением нарастающих сил европейского национализма. Апогеем их концепции были Балканские войны начала XX в., за которыми последовала фактическая утрата всей территории Турции в Европе с превращением турецких провинций в независимые национальные государства.

Болгария получила независимость в 1912 г., а в том же году Италия, хотя и не без труда, захватила Киренаику и Триполитанию. 31 октября 1914 г. Турция, управляемая триумвиратом в лице трех пашей – Талата, Кемаля и Энвера, но номинальную власть которой представлял Мехмед V, вступила в войну на стороне Германии и ее союзников. Турецкие войска храбро сражались: едва не блокировали Суэцкий канал (январь 1915 г.), отразили высадку французов и англичан в проливе Дарданеллы (май– август 1916 г.), заставили капитулировать Туансанда в Кут аль-Амара (28 апреля 1916 г.), упорно сопротивлялись восставшим сирийцам и русским, которых поддерживали армянские партизаны и с которыми они сражались за Ван с таким ожесточением, что его развалины до сих пор свидетельствуют об этом. Но в конце концов пали Эрзерум, Требизонд, Багдад, и когда капитулировала Болгария, союзница Турции, туркам пришлось подписать перемирие в Мудросе (30 октября 1918 г.). Оно привело к Севрскому договору (1920 г.)

За Турцией Севрский договор сохранял Центральное Анатолийское нагорье; столицей ее оставался Стамбул, но союзники имели право отнять его в случае невыполнения турками мирного договора.

Турция признавала мандатными государствами Сирию, Иран, Палестину, «независимыми» – королевство Хиджаз, английский протекторат над Египтом, англо-египетский кондоминиум над Суданом, французский протекторат над Марокко и Тунисом, а также отказывалась от Ливии. Таким образом, Севрский мирный договор фактически лишал Турцию права суверенного государства.

Но Турция, исчезнув как империя, должна была выжить как страна. Величайшим из всех национальных лидеров Среднего Востока был Кемаль Ататюрк, который, опережая своих современников – младотурок, с юных лет придерживался убеждения, что дни империй сочтены и что наступали дни национальных государств. Его целью было возрождение сильного, здорового тела путем отсечения от него внешних частей и полного отказа от имперской экспансии.

23 апреля 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент – Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). Новое правительство возглавил Мустафа Кемаль (Ататюрк). Ширилось национально-освободительное движение.

В 1922 г. турецкая армия одержала ряд крупных побед в боях с оккупантами. Правительства держав Антанты, испытывавшие давление собственного общественного мнения, были вынуждены предложить ВНСТ начать переговоры о перемирии. 15 октября 1922 г. вступил в силу договор о перемирии. В результате национально-освободительной войны возникло новое Турецкое государство. 1 ноября 1922 г. ВНСТ приняло решение об упразднении султана, Мехмеда VI; последний, тридцать шестой по счету, монарх из Османской династии бежал на Мальту. Летом 1923 г. на мирной конференции в Лозанне был подписан договор, который зафиксировал признание великими державами правительства Турции. 29 октября 1923 г. ВНСТ приняло закон о провозглашении республики. Тогда же столицей нового государства была объявлена Анкара. Занимая часть Малой Азии, сопоставимую с той, которую занимали родственные туркам сельджуки, Турция показала себя наиболее стабильной, из всех подобным образом возникших государств-наследников Великих тюркских империй.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...